ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ
Б. М. Кустодиев «Масленица»
В.И. Суриков «Взятие снежного городка»
Итак, загадка первая: «Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце. Не пирог, а есть можно» Что это?
Загадка вторая: «Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя?...»
Загадка третья: «Белая, степенная, тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь – никуда не уйдет».
Загадка четвертая: «Что нужно сделать с чучелом Масленицы?»
плохо встретишь Масленицу-
Первый день – понедельник – «встреча Масленицы». Народ встречу начинал с посещения родных. Дети ходили по домам ватагами и кричали: «подайте на масленицу, на Великий пост редьки!» Из домов приносили всякое тряпье, из которого позднее делали костер, добавив хвороста. Дети вокруг костра пели:»Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Второй день - «заигрыши» Молодицы приглашали всех покататься на санках, поесть блинов.
Третий день - «лакомка» В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».
Четвертый день – В этот день гуляли с утра до вечера, устраивались кулачные бои.
Пятый день - «тещины вечёрки» Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».
Шестой день – «золовкины посиделки». Масленица уже постарела, молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках. Тогда невестка созывала старых своих подруг – девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю. Суббота же объявлялась «родительской» - этот день символизировал поминовение родителей, хозяев зимы. Когда возвращались с кладбища, то блины скармливали скоту, чтобы скотина велась, не переводилась.
Вечером сжигали Масленицу. Сначала чучело окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.
Седьмой день - «прощённое воскресенье»- проводы, целовник. С утра до обеда кумовья, ездят и ходят друг к другу с подарками. В этот день все на Руси от мала до велика просили прощения: «прости меня, если что неладного между нами вышло», «Прости меня. грешного, на Великий пост». Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, ими доставленные.