Здоровье сберегающие аспекты в обучении биологии Обобщение опыта работы
Цель работы: Проследить возможности использования здоровье сберегающих аспектов при обучении биологии в урочное и внеурочное время, поддерживать интерес учащихся к своему здоровью Задачи: научить учащихся выявлять факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека раскрыть их воздействие на организм человека воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Актуальность работы: Не вызывает сомнений, т.к. на сегодняшний день очень мало детей школьного возраста можно отнести к группе «совершенно здоров». Как правило, массовыми заболеваниями среди детей школьного возраста являются: прогрессирующая близорукость, нарушение осанки, вегетососудистая дистония и т.п.
Предполагаемый результат: Изучение живых организмов и их среды родного края с целью профилактики их негативного влияния; дать основы медицинских знаний о разнообразных проявлениях заболеваний человека, симптомах, причинах, методах лечения самых распространенных острых состояний организма, опасных для жизни осложнений; научить учащихся методам самонаблюдения и самоанализа состояний своего организма; научить учащихся на практике оказывать первую помощь в различных ситуациях (приемам реанимации при пограничных состояниях и т.п.) прививать навыки здорового образа жизни, как условия профилактики возникновения заболеваний организма.
Пути достижения результатов: В урочной деятельности: через систему отработки материала на уроках и практических работах, в экскурсионном практикуме; Во внеклассной работе: через практические навыки и умения, основанные на знаниях и возможностях их использования в конкретных ситуациях.
Уровни обучения: 1 уровень – восприятие понимания и запоминание 2 уровень – применение в аналогичных, сходных ситуациях 3 уровень – использование знаний в творческой форме
Основные этапы биологического курса: 5 класс – знакомство с естественными науками; 6 класс – изучение растений, экологические основы растительных сообществ; 7 класс – изучение животного мира и использование его человеком; 8 класс – знакомство с организмом человека и основными путями сохранения здоровья; 9 класс – формирование мировоззрений о целостности формирования живой природы и единения с ней человека; 10, 11 классы – прослеживание основных закономерностей формирования человека и влияния на него окружающей среды.
Варианты преподнесения материала в урочное время: Через систему изучения материала в различных формах с использованием индивидуальных особенностей восприятия и познания мира; Через практические и лабораторные занятия; Через мини исследования своего организма и факторов окружающей среды; Через организацию и проведение тематических экскурсий и тренингов.
Варианты преподнесения материала во внеурочной деятельности: Тематические выставки по здоровому образу жизни; Внеклассные проблемные занятия по сохранению и укреплению здоровья; Исследовательские работы по валеологии; Участие в программах по здоровому образу жизни; Экскурсии в природу; Экспедиции.
Дополнительные возможности: Проведение мониторинга по развитию познавательных способностей; Индивидуальный подход к право и лево полугарным учащимся; Ранняя диагностика девиантного поведения учащихся с целью корректировки; Пропаганда здорового образа жизни.
Элективные курсы: Экология и быт Цель курса: углубление знаний выпускников 9 классов по вопросам экологии. Задачи курса: Повышение уровня информированности учащихся по вопросам бытовой экологии. Формирование практических умений и навыков самооценки санитарно- гигиенических норм жилища. Воспитание норм поведения - правил которые помогут сохранить здоровье. Авторы: Куликова Людмила Николаевна, учитель биологии СОШ 3 п. Редкино Конаковского р-на Тверской области; Масежная Татьяна Алексеевна, учитель биологии СОШ 20 г. Твери
Элективные курсы: Здоровье - богатство во все времена Авторы: Учитель биологии РСШ п. Рамешки Шарова Л.П. Учитель биологии РСШ п. Рамешки Мастакова Н.В. Учитель биологии Ивановской ОО школы Ельцова Л.В. Учитель биологии Городненской ОО школы Ветрова Л.А. Программа направлена на формирование у молодежи физического психического и социального благополучия, а так же высокой степени самореализации.
Здоровье и окружающая среда авторы: Виноградова А.Г. Тверская гимназия 10, Прокопьева Н.А. Маловасилевская СОШ Кимрский р-н, Филяева Л.А. МОУ СОШ 2 г. Тверь, Канохина Н.А. Васильевская СОШ Старицкий р-н, Жукова Г.Н. МОУ СОШ 12
Экология города автор Чистякова Т.И. «Дети асфальта»! Как вам живётся, как дышится?... И можно ли вам в этом завидовать?
Заключение «Биология пригодится в жизни, даже если ты не идёшь на медицинский (рассчитать цвет глаз будущего ребёнка, как разместить цветок в квартире...)» Карченкова Юлия «Если честно, то я вспоминаю о биологии только когда тесно сталкиваюсь с ней: в лесу, при ранениях (несвёртываемость крови, инфекции...)» Евстратов Дмитрий