«Портфолио как средство мотивации личностного развития учащихся» 2012 год
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к успеху – это задача современной школы. Переход от оценки ЗУН к оценке достижений школьника позволяет отслеживать индивидуальный прогресс школьника за весь период обучения с начальной школы до выпуска из нее. Стандарты второго поколения устанавливают требования к учащимся: Предметные Метапредметные Личностные Для анализа и реализации данных требований служит портфолио учащегося.
Индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения школьника в разнообразных видах деятельности: Учебной Творческой Социальной Строгих правил (государственного образца), описывающих то, как должен выглядеть портфолио ученика российской школы, на данный момент нет.
Начальные классы Основная школа Старшая школа Привитие первичных навыков самооценки. Привлечение внимания родителей к успехам детей и вовлечение их в сотрудничество. Повышение образовательной и общественной активности школьников. Инструмент профилизации.
Диагностическая - фиксирует изменения за определённый период времени. Целеполагания - поддерживает учебные цели. Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей. Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ. Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году. Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
определять образовательный рейтинг; поддерживать высокую учебную мотивацию; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки оценочной деятельности (самооценки); формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и презентовать свою деятельность.
Титульный лист. Мой мир (моя семья, мне интересно, моя школа, мои друзья, мои любимые предметы и т.д.). Моя учеба (по всем предметам индивидуальные достижения). Моя общественная работа. Мое творчество. Мои достижения. Отзывы и пожелания. Работы, которыми я горжусь.
Титульный лист. Мой портрет (творческая визитка ученика, отражающая особенности его личности). Портфолио документов (представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения учащегося). Портфолио работ (папка с различными творческими и проектными работами ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, практик, спортивных, художественных достижений и др.). Портфолио отзывов (включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики, представленные классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, работниками системы дополнительного образования на различные виды деятельности ученика).
оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой; все записи ведёт аккуратно, самостоятельно и систематически; имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение; осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями – предметниками и педагогами дополнительного образования
организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии и отзывы на учебные работы.
В организации предпрофильной подготовки в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы (наряду с результатами итоговой аттестации). При переходе учащегося с одной ступени обучения на другую. При переходе учащегося из одной школы в другую. При проведении в учебном заведении рейтинговых конкурсов, например конкурса «Ученик года».
1. Увеличение количества детей, занимающихся исследовательской деятельностью. 2. Повышение образовательной активности учащихся. 3. Поддержание высокой мотивации в учебе. 4. Формирование умения учиться.