Контрольно- оценочная деятельность учителя
Диагностика - прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов.
Различают: - Диагностирование обученности, т.е. достигнутых результатов; - Диагностирование обучаемости.
Обученность понимают как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели. Целью дидактической диагностики является своевременное выявление, оценивание и анализ особенностей и условий учебного процесса.
Диагностика - явление более широкое, чем традиционная проверка знаний, умений, навыков учащихся, контроль. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения.
Диагностика рассматривает результаты обучения в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов (результатов) обучения. Таким образом, диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных о процессе обучения, их анализ, прогнозирование событий. Т.е. контроль, оценивание – составные части диагностики.
Контроль Понятие «контроль» - общее родовое понятие. Оно в общем виде обозначает выявление, измерение и оценивание знаний, умений, навыков учащихся. При этом выявление и измерение – функция проверки. Что означает, что проверка – составной компонент контроля.
Назначение контроля Установление обратной связи между учителем и учащимися Получение педагогом объективной информации о степени освоения учащимися учебного материала Своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.
Назначение проверки Определение уровня и качества обученности учащихся Определение и установление объема учебного труда учащихся
Контроль Помимо проверки контроль содержит в себе: А) оценивание (как процесс) Б) оценку (как результат проверки). В табелях успеваемости и других документах оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков).
Принципы диагностирования и контролирования успеваемости Объективность Систематичность Наглядность (гласность)
Объективность проявляется в: научно обоснованном содержании диагностических заданий, вопросов, тестов; ровном, дружеском отношении педагога ко всем ученикам; точном, объективном установлении критериев оценки знаний, умений, навыков.
Систематичность проявляется в: необходимости проведения контроля на всех этапах дидактического процесса – от восприятия знаний до их практического применения; регулярном диагностировании всех обучаемых с первого до последнего дня учебы; необходимости контролировать так часто, чтобы надежно проверить все то важное, что надлежит знать и уметь; комплексности проверки и оценки, т.к. нет универсальных методов и средств диагностирования.
Наглядность проявляется в: открытости испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям; оглашении оценок и их мотивации; объявлении результатов диагностических срезов, обсуждение и их анализ с участием заинтересованных сторон.
Типы контроля Контроль преподавателя (учителя) Самоконтроль обучающегося Взаимоконтроль обучающихся
Виды контроля Входной Текущий Тематический Рубежный Итоговый
Методы контроля - способы диагностической деятельности, которые обеспечивают обратную связь в процессе обучения с целью получения данных о его (обучении) успешности. Выделяют: устный опрос, письменный опрос, дидактические тесты, наблюдение, беседу, ответы на вопросы и др.
Так как педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, проблема оценки чрезвычайно актуальна. Выделяют две тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении оценки: А)усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной )с системы обучения; Б) перестройка процесса обучения и оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе (формирование ключевых компетенций).
Формы оценки деятельности ученика многообразны: Словесные обозначения Отметки (по разным шкалам – пятибалльная и др.) Коэффициенты по тестам Кредиты и др.
Оценка - это мера, которая показывает соотношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения различных этапов освоения культуры. Оценка имеет свои функции. Она – показатель готовности индивида к переходу на следующую ступень образования или к определенной деятельности. Она - средство социального утверждения, показатель продвижения и успехов в учебе.
Ошибки в оценивании (на основе использования оценочной шкалы ) Строгость в оценке. Причины: Завышенные требования Стремление мотивировать ученика работать на пределе его возможностей Боязнь ответственности за то, что в другом месте ученик может показать более низкие учебные результаты
Ошибки в оценивании (на основе использования оценочной шкалы ) Мягкость в оценке Причины: Стремление сохранить хорошие отношения с учениками Чувство неуверенности в своем профессионализме Желание представить положение дел как благополучное Нелюбовь к сообщению плохих новостей
Ошибки в оценивании (на основе использования оценочной шкалы ) Усреднение оценки (центризм). Сущность этой ошибки заключается в тенденции выставлять каждому ученику оценку в середине диапазон, избегая крайних значений. Причины: Нежелание обидеть учеников Желание казаться великодушным Недостаток информации о деятельности учащегося Ориентация на «безопасный» балл
Аутентичное оценивание Во многом равнозначно дефинициям «настоящее, истинное, подлинное, верное» оценивание. Практикоориентированное обучение делает актуальным использование «альтернативных» методов оценивания: экзамены в форме эссе, исследовательские проекты, портфолио, устные презентации, дебаты и др.
Значение аутентичного оценивания Оно предусматривает оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода оно направлено на выявление уровня сформированности компетентностей.
К о н е ц