Спряжение глаголов Учитель начальных классов Сазнова Татьяна Евгеньевна МОУ «СОШ 222» г. Заречный
Через проблемную ситуацию найти способы определения спряжения и правописания безударных личных окончаний глаголов. Через проблемную ситуацию найти способы определения спряжения и правописания безударных личных окончаний глаголов. Развивать орфографическую зоркость: буквы е, и в окончаниях глаголов – это орфограммы. Развивать орфографическую зоркость: буквы е, и в окончаниях глаголов – это орфограммы. Закреплять понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам). Закреплять понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам). Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям. Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям. Закреплять ранее изученные правила орфографии и видов разбора слов и предложений. Закреплять ранее изученные правила орфографии и видов разбора слов и предложений. Воспитывать культуру общения, ведения диалога. Воспитывать культуру общения, ведения диалога. Цели:
Всё о глаголе Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать?..Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать?.. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее.Глаголы изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее. Глаголы изменяются по числам: обозначают действие одного предмета, нескольких предметов.Глаголы изменяются по числам: обозначают действие одного предмета, нескольких предметов. Глаголы изменяются по лицам (настоящее и будущее время).Глаголы изменяются по лицам (настоящее и будущее время). Глаголы изменяются по родам (прошедшее время).Глаголы изменяются по родам (прошедшее время). В предложении чаще всего бывают сказуемым.В предложении чаще всего бывают сказуемым.
1 спряжение 2 спряжение споёшь отцветёт зоползём пристаёшь свернут отнесёте засвистим проговоришь поспешит перекричите решат сотворишь заползёмпоспешит
I спр. II спр. 1 лицо 1 лицо - у, - ю - ем - им 2 лицо 2 лицо - ешь - ишь - ете - ите 3 лицо 3 лицо - ет - ит - ут, - ют - ат, - ят Личные окончания глаголов Личные окончания глаголов
1 спряжение 2 спряжение споёшь отцветёт заползём пристаёшь свернут отнесёте засвистим проговоришь поспешит перекричите решат сотворишь прочитаешь вылепишь
Вывод Вывод Чтобы написать правильно безударное личное окончание глагола, надо определить его спряжение по 3 лицу множественного числа. Если окончание – ут, - ют – I спр. Е Если окончание – ат, - ят – II спр. И Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов?
Ч_тать, св_тить, пр_т_нуть, встр_ч_ть, спр_сить, ум_лять, г_товить, встретить, п_м_гать, сапр_тить, по_кр_пить, нач_ртуть, з_л_нить, п_лоть. иеоя о еаоо о о о е ее е ед
нарыть втянуть встречать умолять помогать зеленить полоть светить спросить готовить встретить сапретить подкрепить начертуть I спр. II спр.
Какой же второй способ определения спряжения глагола? По неопределённой форме. Если глагол оканчивается на – ить – II спряжение. Если глагол оканчивается на – еть ать ать ять ять уть уть оть оть ыть ыть I спряжение
Вывод Вывод Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? написать безударное окончание глагола? Определить спряжение глагола. 1 способ: по 3 лицу множественного числа - ут, - ют – I спр. Е - ут, - ют – I спр. Е - ат, - ят – II спр. И - ат, - ят – II спр. И 2 способ: по неопределённой форме на ить – II спряжение И на ить – II спряжение И остальные – I спряжение Е
Самостоятельная работа: стр. 90, упражнение 459 стр. 90, упражнение 459 Самостоятельная работа: стр. 90, упражнение 459 стр. 90, упражнение 459 Пашем, сеем, пилим, поливаем, топим, чертим, пишем, копаем. топим, чертим, пишем, копаем. I II II II Сеем, цветы 33 Сеем - сеем сэйем,,, сэим, сэйэм,
Алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов Определяю спряжение глагола По 3 л. мн. ч. По н.ф. - ут, - ют - ат, - ят Наить На ить Другие Iспр. IIспр. Iспр. ЕЕ И И
Сегодня на уроке я понял… я узнал.. я узнал.. я научился… я научился… мне понравилось… мне понравилось… Сегодня на уроке я понял… я узнал.. я узнал.. я научился… я научился… мне понравилось… мне понравилось… Домашнее задание: Стр. 89 – правило наизусть Стр. 90, упр. 456, *скл., пад. Сущ.