11 класс Автор: Салимова Мадина Ганиятулловна, учитель МБОУ гимназии г.Сафонова Смоленской области Франц Йозеф Гайдн
Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809) великий австрийский композитор, представитель Венской классической школы, один из основоположников симфонии и струнного квартета.
Нижняя Австрия – родина Гайдна Нижняя Австрия – родина Гайдна Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 г. в нижнем австрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна ( ).
Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием. Они обнаружили в сыне музыкальные способности. В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае. Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.Хайнбург-на-Дунае
Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос. Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора святого Стефана в Вене. Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке. Французский клавесин 17-го века Учёба в Вене
Юность До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году. В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.
Трудное десятилетие Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании. Усердно занимался теорией композиции. Писал сонаты для клавесина. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
Гайдн дирижирует струнным квартетом В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии. Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.
Служба у Эстергази. Дружба с Моцартом В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер. За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. ( )
Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном. В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна. Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики. ( )
«Сотворение мира» «Сотворение мира» Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).
«Времена года» (1801). Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802). Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.
Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн. Визитная карточка старого Гайдна
Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года. Вена. На самой торговой улице Мариахильферштрассе стоит церковь. А перед церковью - памятник Гайдну. Вена. Памятник Гайдну
Домик же самого Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то назывался Штейнгассе, а теперь гордо именуется Гайднгассе ("гассе" и значит "переулок"). В конце 18 века это было предместье Вены - Гумпендорф, и жизнь тут была ещё более тихой, чем теперь. Серенький домик, отмеченный флагами - это и есть дом Гайдна, купленный им на честные заработки у князей Эстергази. Вена. Домик Гайдна
Творческое наследие Гайдна 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 клавирные сонаты, 24 оперы, 14 месс, несколько ораторий
В честь Гайдна назван кратер на Меркурии.