Документально-методические комплексы на уроках истории комплексы на уроках истории «История – это роман о фактах» Гельвеций
На уроках истории Работа с понятием «историческое событие» Событие = Факт + интерпретация историка
На уроках истории Учитель создает условия для деятельности школьника на основе документальных комплексов «ДК»
Три принципа составления документальных комплексов Позиционное противоречие Позиционное противоречие Историографическое противоречие Историографическое противоречие Жанровое противоречие Жанровое противоречие
Позиционное противоречие
Современник событий (летописец, хронист, свидетель- мемуарист ) Эта позиция «соучастника» исторического события, исторической эпохи. В освоении позиции «современник» ключевыми становятся вопросы соотношения факта и версии, домысла и вымысла, анализ умолчаний, отбор летописцем материала. Используются схемы источниковедческого анализа документов.
Иностранец (путешественник, купец, паломник, дипломат, воин) Ролевая позиция «иностранец» дает возможность инокультурного взгляда на собственную культуру. Мнение иностранцев, зачастую в чудовищно неточные в деталях удивительно верно схватывают тип, характер, колорит другого народа.
Потомок (историк, писатель, школьник) Эта позиция объяснения. Роль потомка имеет ввиду две основные операции – объяснение и оценивание. Не судить, но понимать – таков девиз историка вообще. Не судить, но объяснять – так можно определить ролевую позицию потомка
Скоморох (потешник, пересмешник, шут, балагур) Смех, снимая отчуждение пространства и времени помогает осваивать исторический материал. Комическое снижение истории позволяет освоить еще один способ постижения прошлого. История с улыбкой, усмешкой, иронией становится объемнее, ближе и понятнее, стимулирует собственный «исторический» смех
Историографическое противоречие Максимально противоположные интерпретации
Жанровое противоречие
Выводы: Изменяется позиция учителя Изменяется позиция учителя Учитель и ученик по отношению к тексту находятся в равных исследовательских позициях Учитель и ученик по отношению к тексту находятся в равных исследовательских позициях Учитель - консультант, а не комментатор Учитель - консультант, а не комментатор
Воспитательные эффекты Несовпадение точек зрения Несовпадение точек зрения Позиционность Позиционность «Примеривание на себя» исторических костюмов, масок и ситуаций «Примеривание на себя» исторических костюмов, масок и ситуаций