Выполнил: Ученик 11 «Г» класса Скульский Алексей
Оглавление: 1. Введение 2. Ведизм и арии 3. Брахманизм 4. Небрахманские культы 5. Мифология буддизма 6. Джайнизм 7. Индуизм 8. Заключение 9. Список использованной литературы
Введение Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.
Ведизм и арии Миграция ариев шла в Индию тремя волнами. Первая, судя по всему, вызвала падение цивилизации долины Инда, а потомки третьей волны создали ''РИГВЕДУ'' и три другие веды. Древние арии, как и их европейские сородичи – славяне, германцы и древние греки, - были язычниками, обожестввляющими явления природы, животных, растения. У ариев был широко распространён ритуал священных жертвоприношений. Высшей, наиболее ценной для богов жертвой считался человек, а далее по нисходящей следовали: конь, бык, баран, козёл. Жертвоприношения сопровождались произнесением магических формул-заклинаний и завершались обильным пиршеством с жертвенным мясом и опьяняющим напитком – сомой. Руководили ритуальными церемониями жрецы, каждый из которых имел определённый ранг.
Кроме того, создатели вед внесли в них элементы культуры коренного населения. Три другие веды это: 1.САМВЕДА, состоящая из 1549 гимнов, в которых варьируются основные темы «Ригведы»; 2.ЯДЖУРВЕДА, существующая в нескольких вариантах и частично повторяющая «Ригведу», а частично состоящая из формул-заклинаний; 3.АТХАРВЕДА, наиболее поздняя из вед. Она состоит из 731 заклинания и делится на 20 частей.
Брахманизм В поздний ведический период арии заняли обширные территории полуострова Индостан – до океана на востоке и до гор Виндхья на западе. С развитием городов и сельского хозяйства продолжалось разделение общества на четыре слоя: жрецов, воинов, торговцев-крестьян, слуг. Высший статус имели жрецы, и самым страшным грехом считалось убить брамина. В годах до н.э. сложились священные тексты – брахманы. Они включают в себя толкования вед, разъясняют символическое значение отдельных элементов религиозных обрядов. Термином «брахман» стали обозначаться и священные тексты, и жрецы, имевшие исключительное право и одновременно обязанность толковать эти тексты. В дальнейшем четыре веды и книги брахманизма начали считать откровениями – сведениями, полученными непосредственно от богов.
Мифология брахманизма в основном приняла всех божествв ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих брахманов: «Есть два вида богов – те, что являются богами и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные дары, а человеческим богам – учённым брахманам – награду». Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату – золотом, быками, лошадьми и одеждой.
Небрахманские культы В «Ригведе» с осуждением говориться о последователях других верований, тех, что почитают фаллос, и тех, чьи боги живут в корнях деревьев. В поздние тексты брахманов постепенно стали проникать элементы народных неарийских культов. Новые, а точнее, хорошо забытые старые мотивы появляются в сутрах, являющихся чем-то вроде справочников по проведению официальных и домашних ритуалов, в период между годами до н.э. Эти верования поначалу распространялись среди высших слоёв, не имеющих связи со жрецами, постепенно проникая в слои торговцев и крестьян. Укрепляется культ Сурьи, Васудевы и Баладевы, богов небраминских, инородных верований. Из почитания деревьев и растений возник культ.
ЯКШ –божествва плодородия, растений, воды. Слово ''якши'' явно неарийского происхождения когда-то означало ''нечто чудесное'', как правило, в отношении великих богов. Затем оно стало переводиться как ''обжора'', поскольку у якш очень большие животы. Особенной популярностью эти божествва пользовались у воинов, считавших их своими покровителями. Власть самых слабых якш простиралась в радиусе тени, отбрасываемой деревом, в котором они жили. Первоначально они почитались в виде священного дерева или рощи, но со временем появились статуи, в которых угадывалось их древесное происхождение. Якши бывают как злые, так и добрые, они могут вызывать у людей и страх, и уважение. Они могут быть жестокими и кровожадными, нести болезни, убивать детей. Однако чаще их считают добрыми божестввами, особо покровительствующими растениям.
К ним же принадлежит лотос – символ земли, возникающий из вод. Понятно, что перечислить их все невозможно, но вездесущих, главных якш насчитывают до семи. Власть над ними осуществляет КУБЕРА – бог богатства, приносящий удачу и изобилие. На изображениях он держит миску, полную воды, и мешок с деньгами. Здесь же стоит кувшин с нектаром жизни – сомой, охраняемый ядовитыми змеями. Смертный, которому удастся попробовать это любимое лакомство Куберы, получит вечную молодость, слепой восстановит зрение. У Куберы есть ещё два сокровища – раковина и лотос. Принадлежащий ему город полон прекрасных садов и дворцов, где растут деревья с драгоценностями вместо листьев и с прекрасными девушками вместо плодов.
ШРИ – древняя дорийская богиня плодородия, популярность которой была чрезвычайно высока и пережила несколько эпох. Имя её связано со всеми аспектами везения: прибыль, богатство, благосостояние, удача, красота, слава, власть. В период брахманизма её начали ассоциировать с иной и похожей на неё богиней ЛАКШМИ. В буквальном переводе её имя означает ''знак удачи'', но позже с нею стали связывать богатство, обилие, плодородие. Временами Шри и Лакшми рассматривались как похожие, но отдельные богини, но чаще их трактовали как два обличья одной богини. Шри-Лакшми следует считать одной из наиболее важных богинь.
Мифология буддизма Эпоха, предваряющая возникновение новых религий – буддизма и джайнизма, была беспокойной, вселяла в людей неуверенность. Распадались крупные монархии, а княжества и малые республики вели между собой бесконечные междоусобные войны. В это время появились многочисленные секты странствующих проповедников, главной целью которых было достижение внутреннего спокойствия и освобождения от страданий, которые несёт жизнь. Главными их покровителями были торговцы и землевладельцы. Эти учителя пользовались и мифами веды, и упанишадами, и народными верованиями, делая акцент, однако, на этических принципах.
Одним из таких вновь появившихся учений стал буддизм, включивший в себя множество древних идей и выдвинувший идеи новые. Создание его приписывают исторической личности – принцу Гаутаме, прозванному БУДДОЙ – ''просвещённым'' (примерно г.г. до н.э.). Будда нашёл способ исключить из жизни страдания, победить страсти, достичь полного самоконтроля. Он же основал монашеский орден. В 3 веке до н.э. буддизм стал официальной религией почти на всей территории Индии и сохранил свои позиции примерно до 8 века. Потеряв своё значение в Индии, буддизм распространился в других странах Азии и входит ныне в число трёх наиболее популярных вероисповеданий.
Джайнизм Это учение появилось, видимо, несколько раньше буддизма. В нём ещё сильнее, чем в буддизме подчёркивается роль аскезы, постов, запрет убийства живых существ, культ учителей.
МАХАВИРЫ Джинны (Великого героя), жившего в 6 веке до н.э. и считающегося в джайнизме последним из 24 ТИРТХАНКРОВ – Нашедших Брод, то есть сумевших вырваться из бесконечного круга перевоплощений, освободиться от кармы. Вкратце история его деяний такова: До того как стать великим учителем, Махавира прожил 26 земных жизней. Через двадцать веков его зачала жена древнего брамина, но Индра на 84 день перенёс плод во чрево Тришали, супруги царя края Видехи (в другом варианте – жены военачальника). Уже в детстве он (под данным родителями именем Вардамана) совершил несколько подвигов, в частности, укрощение взбесившегося слона, и посетил небеса. В 30-летнем возрасте, после смерти родителей, он пожелал стать аскетом и на этом поприще преуспел настолько, что сам Индра явился высказать ему восхищение. В течение 12 лет Вардамана терпеливо переносил все выпавшее на его долю испытания и умерщвлял плоть двенадцатью способами.
Индуизм Для индийских религиозных систем характерна определённая их рыхлость, аморфность, терпимость к иным воззрениям, и потому термин ''индуизм'' следует понимать как определение целой группы верований, связанных почти идентичным пантеоном богов. Культы разных богов возникали, очевидно, сравнительно независимо, но, развиваясь в близких условиях, пользуясь одними и теми же источниками, они принимали схожую тактику: не отрицая существования божеств-конкурентов, умаляя их могущество, занижать положение в иерархии богов, соответственно, значимость ''своего'' бога. Столкновения на религиозной почве, конечно, имели (и имеют) место, но ярости религиозных войн, характерных для монотеистических религий, не наблюдалось.
Полагают, что индуизм возник в ходе соперничества буддизма с брахманизмом на рубеже нашей эры. Наиболее полное определение понятия ''индуизм'' вбирает в себя всю сумму верований, представлений, легенд, обычаев, привычек народов Индии. Эта система включила в себя элементы доарийских верований, ассимилировала и приспособила к менявшимся условиям ведический пантеон, включила в него Будду, не оставила без внимания джайнизм и сикхизм, не демонстрировала идейного противостояния с мусульманством (в практике, как это часто случается, решающую роль играли отнюдь не идейные, а как нельзя более приземлённые интересы). Во всяком случае, во время религиозного праздничного шествия в современной Индии верующих ничуть не шокирует присутствие джайнов, сикхов и мусульман.
ТРИМУРТИ – троица великих богов индуизма. Важнейшими из многочисленных богов индуизма считаются трое. Теоретически они поделили между собой главные функции верховного бога – созидательную, разрушительную и охранительную, но на практике эти функции порой совпадают, дублируются, вступают в противоречие между собой. Первым и главным из трёх считается БРАХМА.
Заключение В заключение рассмотрения сложных и долгих процессов поиска народами, населяющими полуостров Индостан, религии наиболее подходящей их жизни (со всеми её особенностями), можно сказать, что за тысячелетия ''эволюции'' национальной индийской религии был пройден сложный путь. Индия прошла путь от примитивного язычества, с его кровавыми нравами, до индуизма – религии, вобравшей в себя опыт тысячелетий.
Список использованной литературы В МИРЕ МИФОВ И ЛЕГЕНД / Под ред. Синельченко В.Н., Петров М.Б., Спб.: ДИАМАНТ. – – с.576.