Подготовка к ЕГЭ Комплексный анализ текста на материале заданий ЕГЭ
Какой человек, такова его и речь. Сократ
Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т. д. Но издавна нецензурная брань в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Скверна мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное. Из словаря В. Даля
Синонимы Сквернословие – хула, ненормативная лексика, срамословие, бранные слова, черное слово, неприличные слова.
Словарная работа Тин Ейджер – подросток, молодой человек 14 – 17 лет. Прерогат Ива – исключительное право, привилегия. Анахрон Изм –устарелое, не соответствующее современности явление, понятие, мнение; пережиток старины. Ипостасия – проявление сущности, качество. ЛЮмпен – деклассированный слой людей (преступники, бродяги, нищие), а также человек, принадлежащий к такому слою. Аффект Ивный – повышенно – эмоциональный. СкабрЁзный – неприличный, непристойный.
А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1. Сквернословие в нынешнее время стало практически языковой нормой. 2. Сквернословие напрямую связано с низким уровнем образования. 3. Истоки этого негативного речевого явления – семья. 4. Нетерпимое отношение к сквернословию, значительное повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека может излечить общество от этого языкового явления.
А29. Укажите вариант ответа, в котором указаны все типы речи, используемые в предложениях 16 – описание 2. повествование и описание 3. рассуждение 4. рассуждение и повествование
А30. Укажите предложение, в котором употребляются синонимы. 1.3 (Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати.) 2.8 (Прежде всего это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры.) 3.12 (Основная среда формирования привычного сквернословия семья, основная причина культурный вакуум, царящий в ней.) 4.23 (Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета.)
В1. Из предложений 5 – 7 выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом. 5)Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. 6)Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов». 7)В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.
В2. Из предложений 14 – 15 выпишите краткие причастия. 14) Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. 15) Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.
В3. Укажите способ подчинительной связи в словосочетаниях их употребляет, в этом случае, используются автоматически в предложении 9.
В4. Среди предложений 24 – 29 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные.
Укажите грамматические основы сложных предложений. Определите вид сложных предложений. Объясните постановку двоеточия. 26) Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. 27) Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке.
В5. Среди предложений 5 – 10 найдите предложение со вставной конструкцией.
В6. Среди предложений 18 – 24 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
В7. Среди предложений 7 – 13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения.
«Культурная катастрофа» - вот так автор характеризует обвальное сквернословие, ставшее для большинства людей речевой нормой, и ____ (предложение 3) наглядно демонстрирует этот факт. И это далеко не безобидное явление: ____(предложение 6) дает представление о том, как наши предки относились к нецензурным словам. Такой прием, как _____ (предложения 21 – 22) позволяет автору высказать свое мнение по данной проблеме, а ____ (предложение 24) рисует психологию матерящегося человека». Список терминов: 1)развернутая метафора 2)лексический повтор 3)цитирование 4)вопросно – ответная форма изложения 5)инверсия 6)ряды однородных членов 7)парцелляция 8) риторический вопрос
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Домашнее задание Напишите сочинение по тексту С. Виноградова Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Желаю успехов на экзамене!