Методический семинар « Требования к современному уроку » Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика. Внешняя и внутренняя мотивация. Как сформировать внутреннюю мотивацию учащихся ? Методическое объединение учителей русского языка и литературы Лицей имени В. Г. Сизова
Цель - предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив ( от латинского ) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями : Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями : Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Интересы
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели ( мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям ) и учащиеся ( мотивация учения, внутренняя мотивация )
Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации.
Успешность ( эффективность ) учебной деятельности зависит от социально - психологических социально - педагогических факторов. силы и структуры мотивации. Мотив обладает количественными ( по принципу « сильный - слабый ») и качественными характеристиками ( внутренние и внешние мотивы ). Если для личности деятельность значима сама по себе ( напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения ), то это - внутренняя мотивация. Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы ( напр., престиж ( отличник, медалист ), контрольная, зачет, экзамен, родительское собрание, стипендия, зарплата и др.), то это - внешняя мотивация.
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности Человек, страстно желающий учиться, отличается следующей характеристикой : чем больше он узнаёт, тем сильнее становится жажда знаний. Выявлена закономерность : « сильные » учащиеся отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации. Для сильных учащихся характерна внутренняя мотивация – освоение учебных предметов на высоком уровне и ориентация на получение прочных ЗУН, а для слабых учащихся - внешняя мотивация - избегание осуждения и наказания за плохую учёбу.
Характеристика мотивов учебной деятельности
Выделяют пять уровней учебной мотивации : Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. ( У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.) Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. ( Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. ( Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.) Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. ( Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение : они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.)
Причины спада школьной мотивации : 1. У подростков наблюдается « гормональный взрыв » и нечетко сформировано чувство будущего. 2. Отношение ученика к учителю. 3. Отношение учителя к ученику. 4. У девочек 7 – 8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. 5. Личная значимость предмета. 6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивность учебной деятельности. 8. Непонимание цели учения. 9. Страх перед школой.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов : самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность ; организацией образовательного процесса ; субъектными особенностями обучающегося ( возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу ; спецификой учебного предмета.
Развитие мотивов учения В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями : Через усвоение учащимися общественного смысла учения. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем - то заинтересовать его.
Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются : содержание учебного материала ; организация учебной деятельности ; коллективные формы учебной деятельности ; оценка учебной деятельности ; стиль педагогической деятельности учителя.
Условия, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности 1. Способ раскрытия учебного материала 2. Организация работы над предметом малыми группами 3. Отношение между мотивом и целью 4. Проблемность обучения
1. Способ раскрытия учебного материала Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.
2. Организация работы над предметом малыми группами Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
3. Отношение между мотивом и целью Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы - цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.
4. Проблемность обучения На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т. е. внутренней.
Пути повышения мотивации 1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности ; 2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения ; 3) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений ; 4) использование на уроках ИКТ ; 5) использование личностной индивидуализации.
Проверим наши знания Предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком, - это … Побуждение к достижению цели – это. Побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность, - это …
Цель - предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив ( от латинского ) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
ПРОВЕРИМ НАШИ ЗНАНИЯ ЧТО определяется следующими понятиями : СМЫСЛ УЧЕНИЯ, МОТИВ УЧЕНИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ЭМОЦИИ, ИНТЕРЕСЫ ?
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями : Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями : Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Интересы
Проверим наши знания САМОПРИКАЗ, САМООЦЕНКА, САМОУБЕЖДЕНИЕ, САМООДОБРЕНИЕ И САМОАНАЛИЗ - ЭТО СОСТАВЛЯЮЩИЕ … МОТИВАЦИИ. престиж ( отличник, медалист ), контрольная работа, зачет, экзамен, родительское собрание, стипендия и др. – это составляющие … мотивации. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ