«Т ЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ПО АЛГЕБРЕ » Голубева Любовь Семеновна, СОШ 19 г. Кандалакша, Мурманской области
С 2005 года письменный экзамен по алгебре в 9 классе в ряде регионов России, участвующих в эксперименте Министерства образования и науки РФ, проходит в новой форме. Все изменения в содержании и формах проведения экзамена связаны с необходимостью предъявления общих требований к уровню подготовки учащихся по математике и независимой процедуры оценки учебных достижений учащихся. Кроме того, в связи с введением профильного обучения в классах отбор учащихся в профильные классы может осуществляться по результатам экзамена без дополнительных испытаний. Выпускники школы 19 г. Кандалакши в 2008 году писали выпускную работу по алгебре в новой форме.
По сравнению с традиционным экзаменом здесь усилены понятийный и практические аспекты. Проверке подвергается не только усвоение основных алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств, умение применять знания в практических ситуациях. При выполнении заданий I части учащиеся должны распознавать стандартные задачи в разнообразных формулировках. Поговорим подробнее о некоторых заданиях так называемого базового уровня подготовки, входящие в первую часть экзаменационной работы. Прежде всего отмечу наличие в ней задания на установление соответствия между объектами, указанными в условиях задачи, и предложенными по выбору объектами.
а). б)в)
Эти задания являются не только относительно новыми, но и фактически состоят из нескольких более простых однотипных заданий. В базовую подготовку выпускников основной школы должно входить не только знание известных алгоритмов и умение применять их при решении стандартных задач. Необходимо формировать у школьников осознанные знания и учить соотносить их с возникающими проблемами. В первой части экзаменационной работы присутствуют задания, предполагающих применение математических знаний в нестандартных ситуациях. Это задачи на понимание, на умение воспринимать, сопоставлять и использовать информацию, представленную в разных формах.
При ответе на поставленный вопрос ученик должен «считать» с рисунка необходимую для ответа информацию о числах a и b, показать понимание правил действия с числами разных знаков и свойств числовых неравенств, умение записать вывод в «буквенной форме».
A.A. Б. В. Г. Все три указанные системы В этом задании ученикам нужно было показать понимание неограниченности изображенных на рисунке графиков линейности квадратичной функции. Остановимся еще на одном задании из первой части, при решении которого недостаточно знать только заученные правила и алгоритмы.
Ответ А.
А. Б. В. Г.