Использование технологии творческих мастерских при изучении литературы.
Цель: Результат: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации. Создание социализированного интеллекта. Задача: Подготовка личности к быстро наступающим переменам в обществе, подготовка к неопределённому будущему за счёт развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления. Средство: Педагогические технологии развития мышления и речи в процессе изучения литературы.
« И впрямь сойдёшь с ума от этих от одних От пансионов, школ, лицеев, как бишь их; Да от лан карточных взаимных обучений» А.С.Грибоедов.
Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы все процессы, с которыми они связаны – чувство удивления и любопытства, тяга к пробам, поискам и находкам,- можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество. Д.Морис
Исходные положения, лежащие в основе развивающего метода. Принцип общей и социальной психологии (внутреннее через внешнее). Человек стремится к совершенству, гармонии и красоте. Закон равновесного состояния человека. Цель человека является двигателем его сознательных поступков и поведения.
Технология творческих мастерских Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу Французская группа нового воспитания. Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя.
Педагогическая мастерская. Многомерная интегрированная рефлексивная технология с вероятным результатом, ориентирована на личностно- деятельный подход.
Главная цель мастерской на уроках литературы: Организация работы по развитию речи. Показать и передать способы работы, исследования, анализа произведения.
Занятие мастерской строится на принципах: Сотрудничество Сотворчество Совместный поиск Мастерская помогает в определении собственной позиции по важнейшим мировоззренческим вопросам. Продолжается процесс самопознания.
Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Ученики обретают целостную смысловую картину современного мира, ценность своего «Я», проявляя собственную индивидуальность. Мастерские объединяют все направления педагогической деятельности. Важен не только результат, но и процесс!
Типы мастерских Для учащихся Для педагогов Смешанные
Типы мастерских по цели и способам деятельности. Мастерская творческого письма. Мастерская ценностных ориентаций. Мастерская построения знаний.
Структура учебного занятия Налаживание социального взаимодействия. Индукция. Конфликт. Самоконструкция. Социализация. Рефлексия.
Налаживание социального взаимодействия. Установление коммуникативных связей между участниками процесса - учителем и учениками.
Индукция Этап урока, на котором происходит актуализация внутреннего мира участника, его опыта. Средство включения в процесс. Специальные задания, которые заведут процесс мыслительный, которые заставляют действовать.
Конфликт. «Пусковой механизм внутреннего развития, его катализатор.» А.Н. Перре-Клермон. Конфликт темы, основное противоречие темы, точка «изумления», которая подпитывает интерес к теме, вызывает несогласие, потребность высказать собственную позицию.
Конфликт заранее планируется за счёт поиска парадокса содержания. Основное назначение – вывести ученика из равновесия. Вызывает внутренний непроизвольный мыслительный процесс.
Самоконструкция Создание собственного интеллектуального продукта. Социоконструкция – группа создаёт продукт. Продукт – результат совместной деятельности
Социализация. Предъявление продукта другим участникам. Формы: афиширование защита прочтение.
Рефлексия. Отражение воспоминаний своего проживания в мастерской, чувств, ощущений, эмоций. Самооценка учащимися своей мыслительной деятельности и её результатов.
Мастерская универсальна, так как охватывает весь образовательный процесс – воспитание, обучение и развитие.
Приёмы развивающего метода, используемые на мастерской: Построение ассоциативных рядов. Построение древо понятия. Работа с текстом. « Задай вопрос ». Использование таблиц. Приёмы развития критического мышления. Построение сиквейна.
Построение ассоциативных рядов. Воспоминания Ощущение Эмоции Слово Образ Предмет Звук Мелодия Текст. Общие философские категории, которые способны разбудить поток ассоциаций.
Построение древо понятия. Слово Лексическое значение слова Лексическое значение слова Этимология слова Лексическое значение слова Этимология слова Работа со словарями: толковыми, синонимов, антонимов, этимологическим.
Работа с печатным текстом. Выделить в тексте ключевые слова. Дать комментарий этим словам. Объяснить закономерности употребления данных слов и понятий в тексте. Какую роль играют ключевые слова для общего понимания произведения?
«Задай вопрос» «Толстый» и «тонкий» «Толстый» - вопрос ко всему произведению. «Тонкий» - вопрос по отрывку произведения.
Задай вопрос. Задай вопрос автору произведения, литературному герою. При анализе эпизодов: составить вопросы к эпизоду. Составление собственных заданий и вопросов к произведению.
Использование таблиц. Знаю. Узнал. Хочу узнать. Кто?Что?Когда?Где?Что делает? Выгляд ит как? Звучит как? Пахнет как? С какой целью?
Приёмы развития критического мышления. Работа учащихся в роли критика. Ставятся задачи: увидеть внутренний мир глазами автора и выработать свою точку зрения. Работа с печатным текстом. Поставить на полях знаки: + - согласен с точкой зрения автора; - - не согласен с точкой зрения автора; ! – восхищаюсь мыслями автора; ? – не понимаю мысли автора.
Составление сиквейна. Первое слово – основное понятие, о котором идёт речь на уроке. (существительное) Два прилагательных. Определения к основному слову. Три глагола. Действия, которые производит предмет. Предложение или фраза, несущее смысловую нагрузку. Итоговая фраза, передающая восприятие предмета (явления, героя), его состояние.
Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)
Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования: Выработать коммуникативные навыки. Развить устную и письменную речь учащихся. Обогащать словарный запас. Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания. Строить текст сочинения в определенной композиционной форме
Эффективность развивающего метода. Активная мыслительная деятельность каждого ученика. Эмоциональная сопричастность учащегося к собственной деятельности и деятельности других. Мотивация познавательной деятельности. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся. Наличие самостоятельного или творческого задания. Достижение целей урока.
Творческая мастерская - условие для развития литературно- творческих способностей школьников; учит видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях; формирует человека активного, уверенного в себе.
Использование развивающего метода, включение мастерских в программу помогает каждому учащемуся выходить на уровень как минимум применения знаний в сходных ситуациях, как максимум на творческий уровень.