Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» Урок литературы в 10 классе.
Тип урока: комбинированное учебное занятие, урок – путешествие. Цели урока: Образовательные: проанализировать страницы романа, посвящённые описанию города, для того чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского и его роли в судьбах персонажей. Развивающие: совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения, учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение; обогатить словарный запас учеников. Воспитательные: формировать чуткое, уважительное отношение к людям; формировать нравственные критерии оценки людей и их поступков.
методы обучения: -Словесный. -Самостоятельная работа учащихся. -Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». -ИКТ. формы работы: Фронтальная. Парная. Индивидуальная.
Приёмы работы : 1. Аналитическая беседа. 2. Работа с текстом (выразительное чтение, аспектный анализ текста, сопоставительный анализ эпизодов, сжатый пересказ текста). 3. Синквейн. 4. Словарная работа: топонимика, лейтмотив, психологический пейзаж. 5. Слово учителя. 6. Самостоятельная исследовательская работа учащихся (предварительное задание к уроку). 7. Составление опорного конспекта по принципу «Общее - уникальное». 8. Компьютерная презентация. 9. Интерактивный тест.
Оборудование. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. – М.: Худож. Лит., – 272 с. Фильм Д. Светозарова по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Иллюстрации русских художников Д. Шмаринова, И.Глазунова к роману «Преступление и наказание». Памятка «Правила составления синквейна». Эпиграфы к уроку: «Преступление и наказание», прежде всего, роман большого капиталистического города XIX века...» Л. Гроссман Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Ф.М. Достоевский «... люблю тебя, Петра творенье». Виноват, не люблю его. Ф.М. Достоевский
Структура урока. 1 этап. Организационный. Задача учителя : создать на уроке атмосферу общения, воспитывающую гуманизм, доброту, сочувствие посредством литературы как искусства слова, «погрузить» учащихся в созданный автором мир романа.
2 этап Целеполагание Задача учителя: обозначив тему урока, включить его в общий контекст изучения романа Достоевского «Преступление и наказание», поставить перед учениками учебную цель.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Вступительное слово: На прошлом уроке мы говорили о странной теории, созданной главным героем романа, бедным студентом Родионом Раскольниковым. Нами было названо несколько причин, породивших эти антигуманистические мысли Слушают.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Фронтальная беседа: -Давайте назовём основные из них. Отвечают: -бедственное материальное положение героя, близких, знакомых; -расстроенное психическое и физическое состояние здоровья ; -веяние времени (развитие европейской философской мысли); -окружающее героя пространство (город,улицы, дома, люди).
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Слово учителя: -Город, в котором живут герои романа, не только место действия, но и полноправный участник событий. На это указывали многие литературоведы, исследователи творчества Достоевского, например, публицист Леонид Гроссман. Слушают.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Работа с первым эпиграфом.Читают, слушают: «Преступление и наказание», прежде всего, роман большого капиталистического города XIX века...» Леонид Гроссман.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Постановка цели урока: -Сегодня на уроке мы попытаемся понять, что из себя представляет Петербург Достоевского и как он влияет на людей, которые в нём живут. Слушают.
3 этап Подготовка к активному, сознательному усвоению материала Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Слово учителя: -К образу Петербурга, северной столицы России, обращались многие русские писатели. Некоторые из их произведений вам знакомы. Попробуем вспомнить имена авторов, посвятивших Петербургу свои бессмертные строки. Слушают.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Литературная викторина: (на экране проектора ученикам предлагаются иллюстрации петербургских пейзажей и подписи в виде цитат из произведений русских писателей 19 века) Выразительно читают цитаты, называют имя автора текста и название произведения.
викторина
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено- бледный, Сказка, холод и гранит... А.С.Пушкин
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит… А.С.Пушкин
«…И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ». Н.В.Гоголь
Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.А.Некрасов
4 этап. Работа по теме урока. Задача учителя: организовать с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Что из себя представляет Петербург Достоевского, как он влияет на людей, которые в нём живут?» - эффективную работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Слово учителя: - Одним из учеников было произведено мини- исследование по теме: «Петербург Достоевского».В процессе работы удалось найти в этом городе немало мест,связанных с писателем. Достоевский знал Петербург не понаслышке. Он много лет жил в этом городе, ежедневно ходил по тем тёмным переулкам, где бродил его герой. Слушают и смотрят презентацию, подготовленную учеником в процессе индивидуального домашнего задания исследовательского характера.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Топонимика романа. Петербург в «Преступлении и наказании» не вымышленный, а реальный город, об этом свидетельствует его топонимика (словарная работа: топонимика – совокупность географических названий какой-либо местности). Сообщение подготовленного ученика. Демонстрация презентации по результатам мини- исследования по теме «Топонимика Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»: Сенная площадь, Екатерининский канал, Нева, Малая Нева, Васильевский остров, Николаевский мост, Садовая улица.
Топонимика Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» Выполняла ученица 10 «Б» класса Кузьмина Мария.
Петербург в «Преступлении и наказании» не вымышленный, а реальный город. Достоевский знал Петербург не понаслышке. Он много лет жил в этом городе, ежедневно ходил по тем тёмным переулкам, где бродил его герой.
В Столярном переулке, в доме 19/5 Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова».
Сенная всегда была многолюдна, грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами и кабаками. Этот район считался самым злачным местом Петербурга. Здесь было сосредоточено множество публичных домов, ночлежек. Сенная входила в маршруты прогулок Ф.М.Достоевского.
«Весной на окраине Петербурга».Ульянов Н.П. Н.П.
«У питейного дома».Неизвестный художник.
Николаевский мост
Екатерининский канал
Васильевский остров
Садовая улица
Нева
Малая Нева
На улицах Петербурга
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Фронтальная беседа : -Что вы увидели на улицах города, по которому идёт главный герой романа? Докажите это цитатами из текста произведения – стр. 3, 28, 47, 54, 77, 78, 229, -Какие из уличных сцен произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему? -Что вы услышали, следуя за Раскольниковым? -Что вы почувствовали, следуя за Раскольниковым во время его скитаний по городу? Предполагаемые ответы: Грязные улицы. Сомнительные заведения (распивочные, трактиры, трущобы, дома терпимости и т.п.). Обшарпанные дома. Странных людей. Страшные сцены человеческих несчастий и бед. Сжатый пересказ и анализ эпизодов: Утопленница – стр.84 Смерть Мармеладова – стр.87 Пьяная девочка – стр.24 Катерина Ивановна с детьми после смерти Мермеладова – стр.211 Сон про лошадь – стр.28 Драка у хозяйки – стр.57 Предполагаемые ответы: Брань, крики, резкие неприятные звуки Неприятный запах, вонь. Духота страшная. Тяжесть, давление.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Слово учителя: - Итак, я предлагаю вам отправиться в путешествие по Петербургу Достоевского (демонстрация начального фрагмента кинофильма). -На что обращает внимание зрителей режиссёр в первые минуты фильма? -Как он это делает? Давайте и мы посмотрим на Петербург глазами Родиона Раскольникова и, может быть, поймём о нём что-то важное и значимое. Смотрят. -На город, где произойдет действие. - Зрители видят город глазами главного героя.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Вывод по итогам беседы: -Что окружает героя на улицах города, в котором он живёт? -Эти мысли до нас писатель пытается донести, используя разные изобразительно - выразительные средства языка. Главные из них: символы, приём контраста, гиперболизация. Предполагаемые ответы: Героя окружает физическая и нравственная нечистота и эстетическое безобразие, которые давят и гнетут, создают атмосферу безысходности.(«Воздуху человеку надобно!» - говорят они неоднократно). Цветовая символика (преобладание жёлтого цвета ) Контраст (ч.1 гл.5, стр.28 – описание красот города). Сгущение красок.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Вопрос учителя: -На улицах города герою плохо, может быть он лучше чувствует себя, придя домой? Организация парной работы по рядам: задание – проанализировать эпизоды романа, где описывается интерьер жилищ героев (Раскольникова, Сони, Мармеладова) и выписать в тетрадь лексические ряды, использованные автором при их описании. Предполагаемые ответы: помещения, где живут герои романа, трудно назвать домом. 1 ряд - комната Раскольникова / часть 1, гл.3, стр.15 2 ряд - комната Сони / часть 4, гл.4, стр ряд - комната Мармеладовых / часть 1, гл.2, стр.11 - в тетради составляется опорный конспект «солнышко»
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Обобщение результатов работы. Составляют опорный конспект
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Вывод по итогам работы: Как чувствует себя человек, живущий в таком пространстве? Предполагаемые ответы: «Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят...»
5 этап. Подведение итогов урока. Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Фронтальная беседа: Какое впечатление произвёл на вас город, в котором живут герои Достоевского? Попытайтесь выразить свои впечатления в форме синквейна (правила составления проецируются на экране). Составляют синквейны, читают свои варианты.
Синквейн. В переводе с французского слово означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Условия написания. 1. На первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна. 2. На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. 3. Третья строка- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4. На 4-ой строке размещается целая фраза- афоризм, при помощи которого нужно выразить свое отношение к теме (крылатое выражение, пословица, цитата). 5. Пятая строка включает слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Работы учащихся. 1.Петербург. Нестройный, жалкий, безобразный. Теснит, душит, давит. Жизнь на аршине пространства. Тупик. Бондаренко К. 10 «Г» класс. 2.Город-призрак. Мрачный, резкий, странный. И давит, и гнетет, и убивает. Воздуху человеку надобно. Страшно. Димонова Д. 10 «Г» класс.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. -Как живётся людям в этом городе? -Почему всё это с ними происходит? Работа со вторым эпиграфом. Предполагаемые ответы: Умирают подобно Мармеладову, сходят с ума как Катерина Ивановна, совершают преступления как Раскольников и Соня – стр. 160 (мысли Раскольникова). По-другому в этом городе жить невозможно. Обсуждают содержание реплики Свидригайлова – стр. 230 («Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге»).
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Работа с третьим эпиграфом («... люблю тебя, Петра творенье». Виноват, не люблю его) -Почему же великий писатель – гуманист не любит «великое творение Петра»? Предполагаемые ответы: Это город резких контрастов, город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это город- убийца, город-призрак, город- тупик. Безумный город порождает безумные идеи и людей – преступников.
Интерактивный тест по теме " Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание "
1. Кто из писателей не использовал образ Петербурга в своем творчестве? А.С.Пушкин А.С.Грибоедов И.А.Гончаров Ф.М.Достоевский
1. Кто из писателей не использовал образ Петербурга в своем творчестве? А.С.Пушкин А.С.Грибоедов И.А.Гончаров Ф.М.Достоевский Неправильно Далее
1. Кто из писателей не использовал образ Петербурга в своем творчестве? А.С.Пушкин А.С.Грибоедов И.А.Гончаров Ф.М.Достоевский Неправильно Далее
1. Кто из писателей не использовал образ Петербурга в своем творчестве? А.С.Пушкин А.С.Грибоедов И.А.Гончаров Ф.М.Достоевский Правильно Далее
1. Кто из писателей не использовал образ Петербурга в своем творчестве? А.С.Пушкин А.С.Грибоедов И.А.Гончаров Ф.М.Достоевский Неправильно Далее
2. Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» начинается: указанием на время действия описанием жилища главного героя размышлением автора описанием преступления
2. Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» начинается: указанием на время действия описанием жилища главного героя размышлением автора описанием преступления Правильно Далее
2. Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» начинается: указанием на время действия описанием жилища главного героя размышлением автора описанием преступления Неправильно Далее
2. Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» начинается: указанием на время действия описанием жилища главного героя размышлением автора описанием преступления Неправильно Далее
2. Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» начинается: указанием на время действия описанием жилища главного героя размышлением автора описанием преступления Неправильно Далее
3. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга? серый зеленый черный желтый
3. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга? серый зеленый черный желтый Неправильно Далее
3. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга? серый зеленый черный желтый Неправильно Далее
3. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга? серый зеленый черный желтый Неправильно Далее
3. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга? серый зеленый черный желтый Правильно Далее
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Правильно Далее
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Неправильно Далее
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Неправильно Далее
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Неправильно Далее
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Небольшая комната…с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся старая и из желтого дерева…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица «Небольшая комната…с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся старая и из желтого дерева…» Далее Неправильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица «Небольшая комната…с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся старая и из желтого дерева…» Далее Неправильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица «Небольшая комната…с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся старая и из желтого дерева…» Далее Неправильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица «Небольшая комната…с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся старая и из желтого дерева…» Далее Правильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке… Через задний угол была протянута дырявая простыня…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке… Через задний угол была протянута дырявая простыня…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Далее Правильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке… Через задний угол была протянута дырявая простыня…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Далее Неправильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке… Через задний угол была протянута дырявая простыня…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Далее Неправильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке… Через задний угол была протянута дырявая простыня…» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Далее Неправильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…комната походила на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось...» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…комната походила на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось...» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Далее Неправильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…комната походила на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось...» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Далее Неправильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…комната походила на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось...» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Далее Неправильно
4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…комната походила на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось...» Соня Раскольников Мармеладов Старуха-процентщица Далее Правильно
5. Петербург в романе «Преступление и наказание» является: декоративным фоном декоративным фоном только указанием на место действия романа только указанием на место действия романа соучастником преступления, героем романа соучастником преступления, героем романа средством движения сюжета
5. Петербург в романе «Преступление и наказание» является: декоративным фоном только указанием на место действия романа соучастником преступления, героем романа средством движения сюжета Далее Неправильно
5. Петербург в романе «Преступление и наказание» является: декоративным фоном только указанием на место действия романа соучастником преступления, героем романа средством движения сюжета Далее Неправильно
5. Петербург в романе «Преступление и наказание» является: декоративным фоном только указанием на место действия романа соучастником преступления, героем романа средством движения сюжета Далее Неправильно
5. Петербург в романе «Преступление и наказание» является: декоративным фоном только указанием на место действия романа соучастником преступления, героем романа средством движения сюжета Далее Правильно
6. Каков Петербург в романе «Преступление и наказание»? город, в котором "невозможно быть" город, в котором "невозможно быть" город - сказка город - мечта город - «стройная громада»
6. Каков Петербург в романе «Преступление и наказание»? город, в котором "невозможно быть" город - сказка город - мечта город - «стройная громада» Неправильно Далее
6. Каков Петербург в романе «Преступление и наказание»? город, в котором "невозможно быть" город - сказка город - мечта город - «стройная громада» Неправильно Далее
6. Каков Петербург в романе «Преступление и наказание»? город, в котором "невозможно быть" город - сказка город - мечта город - «стройная громада» Неправильно Далее
6. Каков Петербург в романе «Преступление и наказание»? город, в котором "невозможно быть" город - сказка город - мечта город - «стройная громада» Правильно Далее
Результат тестирования. Общее количество заданий : 6. Правильно выполненных : Оценка :
6 этап Домашнее задание и комментарий к его выполнению Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Слово учителя: -Но все же в романе есть эпизод, в котором мы видим совсем другой Петербург. С этим эпизодом будет связано ваше домашнее задание Слушают.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Излагает содержание д/з: перечитать ч.1. гл.6 (мечты о счастливом городе и письменно ответить на вопрос:«Какова роль этих размышлений в произведении?» ) Записывают.
Деятельность учителя. Деятельность ученика. Индивидуальное задание: Найти иллюстрации художников к роману и ответить на вопрос «Кому из художников- иллюстраторов удалось точнее передать атмосферу Петербурга Достоевского и какими средствами живописи удалось этого эффекта добиться?» Записывают.