Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (в соответствии с учебным планом образовательного учреждения) приказом руководителя образовательного учреждения. 2. Для утверждения программы необходимо пройти следующие процедуры: обсуждение и принятие рабочей программы на заседании предметного методического объединения (ШМО/ГМО) рецензирование (изменённая программа). 3. При необходимости рабочая программа рецензируется в городском экспертном совете (МБОУ ДО «УМОЦ»). 4. Педагогический работник несет ответственность за качество составления рабочей программы и ее реализацию.
К рабочим программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана, относятся: 1. Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе. Обращаем внимание на то, что в рамках введения новых федеральных государственных стандартов общего образования издательством «Просвеще- ние» изданы сборники рабочих программ по предметам. Содержащиеся в этих сборниках программы составлены, как правило, авторами учебников и также являются авторскими;
Виды рабочих программ программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; программы факультативных занятий.
1. Классификация рабочих программ по уровню реализуемого содержания 1. Неизменённые 2. Изменённые: а) расширенное изучение предмета; б) углублённое изучение предмета; в) изменение логики изложения материала; г) уменьшение часов на изучение предмета. а) расширение программы (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей обучающихся по предмету); б) углубление программы (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ); в) изменение логики изложения содержания материала. г) уменьшение количества часов на изучение материала по предмету.
2. Структура рабочей программы педагогического работника титульный лист; пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание программы; требования к планируемым результатам изучения программы; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения (для учителя и обучающегося).
1. Титульный лист Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия 23 г.о. Королёв «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ гимназии 23__________ ________________(расшифровка подписи) «_____»_______________2014 г. М.П. Рабочая программа по русскому языку 9А класс Составитель: Иванова Марина Николаевна, учитель высшей категории 2014 г.
7. При использовании авторской программы без изменения ее содержания структура рабочей программы учителя включает в себя следующие элементы: титульный лист; пояснительную записку; календарно-тематическое планирование; требования к планируемым результатам (при отсутствии конкретизации в авторской программе) перечень учебно-методического обеспечения (для учителя и обучающегося). неизмененная авторская программа (прикладывается). Пояснительная записка содержит сведения об авторской программе с указанием наименования, автора, года издания и краткое обоснование причин выбора и особенностей её реализации в конкретном образовательном учреждении (соответствие концепции выбранной авторской программы миссии и целям общеобразовательного учреждения, особенностям контингента обучающихся, их образовательным запросам, возможностям и потребностям и т.п.).
2. Пояснительная записка (для изменённой программы) Содержит: Сведения об образовательной программе, взятой за основу, внесенные изменения и обоснование необходимости изменений (целесообразность разработки рабочей программы); Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с утвержденным учебным планом ОУ). Определение цели и задач изучения учебного предмета в данном классе (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми). Представление о способах развёртывания учебного материала, методической системе и средствах достижения цели (в общих чертах). Используемый учебно-методический комплект.
3. Учебно-тематический план ( отражает основные разделы и темы учебной программы на учебный год, последовательность и количество учебных часов) Учебно-тематический план п/п Наименование раздела, темы Всего часов И т.д. Язык и общение 3 часа+1 час р/р Итого:210 часов (из них 40 часов – р/р)
5. Календарно-тематическое планирование