Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин Исполнила: учитель английского языка Минченко Наталья Геннадьевна г. Анжеро-Судженск 2010 год
. Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто. Сократ.
Актуальность данной темы заключается в том, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.
Здоровьесберегающая технология - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим В.Д. Сонькин
Процесс организации педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни будет эффективным при условии, если: Процесс организации педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни будет эффективным при условии, если: 1. Учитывать возрастные особенности детей. 1. Учитывать возрастные особенности детей. 2. Создать условия для формирования здорового образа жизни. 2. Создать условия для формирования здорового образа жизни. 3. Совершенствовать формы работы педагога по формированию здорового образа жизни. 3. Совершенствовать формы работы педагога по формированию здорового образа жизни.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: 1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; 3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателя.
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка - задача особой важности для преподавателей английского языка. Задача состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно- ориентированный подход при обучении и воспитании.
Прежде всего, для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока.
Фактор урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% 2 Число видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин мин. Более 15 мин. 4 Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин. Смена через мин. Более 15 мин. 5 Число видов преподавания Не менее Чередование видов преподавания Не позже чем через мин Через минут Не чередуются 7 Наличие эмоциональных разрядок (число) В соответствии с гигиеническими нормами(6) С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме 8 Место и длительность применение ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме 9 Чередование позы Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы 10Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого 1 1 физкультминутка за урок с недостаточной продолжительностью Отсутствуют 11 Психологический климат Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции 12 Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее чем через 40 мин. Не ранее чем 30 мин.
Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют: Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют: 1. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени. 1. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
2. Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, мозговой штурм. 2. Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, мозговой штурм. 3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания. 3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
4. Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию. 4. Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию. 5.Физкультминутки, игровые паузы, драматизация диалогов, текстовых отрывков, зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку. 5.Физкультминутки, игровые паузы, драматизация диалогов, текстовых отрывков, зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку. 6. Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности. 6. Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.
Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.
Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка.
Песня является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песня является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся.
Учителя английского языка широко используют на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Учителя английского языка широко используют на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.
Для снятия усталости и повышения работоспособности необходимо проводить короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. Для снятия усталости и повышения работоспособности необходимо проводить короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят.
Пальчиковые игры - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что, несомненно, является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать иностранный язык. Пальчиковые игры - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что, несомненно, является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать иностранный язык.
Большую помощь учителю в решении данной проблемы могут оказать современные учебные пособия. Большую помощь учителю в решении данной проблемы могут оказать современные учебные пособия.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения.