Новые формы учета учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения Есть основания думать, что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля. Д.Б. Эльконин
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию Традиционная пятибалльная система оценивания: не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности; затрудняет индивидуализацию обучения; является малоинформативной; часто имеет травмирующий характер.
Теперь тебе понятно, чем двойка отличается от пятёрки?.. Учить можно без отметок не хуже, а лучше!
… ищу и продолжаю искать способы организации ОЦЕНИВАНИЯ деятельности учащихся Новая система оценивания должна: нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию, позволить отслеживать динамику школьной успешности.
Направления работы: 1. Разработка системы оценивания учащихся, создание адаптивной среды в классе. 2. Определение результатов работы по безотметочной системе. 3. Прослеживание влияния безотметочной системы на формирование мотивации учебной деятельности и самооценку учащихся. 4. Работа с родителями.
Самооценка и самоконтроль Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Самоконтроль Самоконтроль- сознательный контроль, осуществляемым человеком над своим поведением, мыслями и чувствами, умение регулировать и планировать свою деятельность, являясь функционально грамотной личностью.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Безотметочное обучение предполагает обязательное воспитание у детей САМООЦЕНКИ. Причем САМООЦЕНКА ученика предшествует учительской оценке.
Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности.
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, развитие познавательных интересов учащихся, формирование положительных качеств личности, приобретение навыков саморефлексии, формирование жизненных идеалов. Основные задачи введения Дневника моего роста(Портфолио)
Цветовые сигналы: доволен выполнением своей работы ; в работе допущены ошибки; не доволен выполнением своей работы. Сигналы для сравнения результатов работы: - без изменений - улучшение результата - ухудшение результата
Мои успехи. математика. Формируемые навыки и умения дата Вычислительные навыки 1. Устные и письменные приемы сложения и вычитания дата 2. Внетабличное умножение и деление. дата 3. Уравнения и неравенства. дата 4. Числовые выражения. дата Изменения (самооценка): Решение задач. 1. Арифметические задачи.. дата 2. Геометрические задачи Изменения (самооценка): дата
Основной целью такой формы оценивания является: смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник, не знает и не умеет, к тому, что знает и умеет; в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.
Родителю важно знать, что его ребёнок принят. Он хочет знать о его проблемах и успехах. И он вправе получить от учителя нужную ему информацию. Родители хотят, чтобы их дети, выпускники современной школы хорошо представляли себе, чего хотят и чем могут заниматься; ставили перед собой высокие, но реальные цели; были готовы к достижению этих целей, т.е. развили в себе необходимые способности, умения, воспитали личностные качества. Запросы родителей