Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
Познавательная – стимуляция мыслительного процесса Развивающая – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей Воспитательная – развитие коллективизма, упорства в достижении результатов исследования, умения отстаивать свое мнение, практика публичных выступлений Дисциплинирующая – необходимость строгого выполнения всех методических приемов Роль исследовательской деятельности Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего ещё не видел свет М. В. Ломоносов
Функции исследовательского подхода в обучении Воспитание познавательного интереса Создание положительной мотивации учения и образования Формирование глубоких, прочных и действенных знаний Развитие интеллектуальной сферы личности Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности Развитие познавательной активности и самостоятельности
Основные направления научно-исследовательской работы Включение в научно-исследовательскую деятельность способных школьников в соответствии с их интересами в той или иной области знаний Обучение работе с научной литературой, формирование информационной культуры научного исследования Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи обучающимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся Подготовка, организация и проведение научно- практических конференций, творческих отчетов, смотров-конкурсов
Требования к научно-исследовательской деятельности Она не обязательно должна быть экспериментальной Это может быть и работа только с литературными источниками В результате исследовательской деятельности должно появиться новое знание
Критерии выбора темы исследования Актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении Соответствие интересам учащегося- исследователя Реальная выполнимость Возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой Обеспеченность необходимым количеством различных источников
Этапы исследовательской деятельности 1. Выбор темы исследования Формулировка темы и содержание работы должны предполагать: - интеграцию наук и различных областей практической деятельности, - практическая ориентация целей, задач и содержания работы, - предметно – объектный принцип исследования, - практическую значимость результатов работы. 2. Исследовательская работа Сама исследовательская работа в свою очередь, тоже состоит из нескольких этапов: - подготовительный этап, выработка целей и задач работы; - ознакомление с литературой; - проведение исследований - обработка результатов 3. Отчетно – презентационный этап Заключительный этап, когда происходит оформление работы и ее презентация
План проведения исследования 1. Выбор проблемы исследования 2. Определение целей 3. Выбор темы исследования 4. Распределение обязанностей и составление плана 5. Работа над исследованием 6. Оформление и создание презентации 7. Предзащита 8. Защита 9. Оценка и обсуждение результатов
Достоинства исследовательской деятельности Она позволяет: Повысить мотивацию изучения предметов школьной программы Реализовать комплексное восприятие учебных предметов Принимать самостоятельные решения Поверить в свои силы
Недостатки исследовательской деятельности Увеличение умственной нагрузки Увеличение умственной нагрузки Требование более сложной системы оценивания Требование более сложной системы оценивания Увеличение объёма работы учителя Увеличение объёма работы учителя Существование риска неудачного выполнения работы Существование риска неудачного выполнения работы Повышение эмоциональной Повышение эмоциональной нагрузки нагрузки Нарастание напряжения к сроку Нарастание напряжения к сроку сдачи работы сдачи работы
Исследовательская работа позволяет наиболее полно учесть индивидуальные и психологические особенности учащихся, их интересы, жизненный опыт, склонности. Она способствует созданию в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения