Организация поддерживающего оценивания МКОУ «Икшурминская СОШ»
В настоящее время в нашей школе есть инструментарий для оценки образовательных результатов в начальной ступени в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта. Этот инструментарий позволяет оценить стартовый уровень учеников, динамику результатов (1-4 классы), итоговые результаты начального общего образования, то есть с помощью такого инструментария можно развернуть практику поддерживающего оценивания в каждом образовательном учреждении. Цель: ввести практику поддерживающего оценивания в школе
Поддерживающий тип оценивания адресован самим участникам образовательного процесса (ученикам, родителям, учителям, управленцам) и направлен на поддержку образовательного продвижения конкретного ученика и проектирования развития образовательного учреждения (оценка для диалога и саморазвития).
Виды работ 1 класс 2 – 3 класс 4 класс 1-е полугодие 2-е полугодие Стартовая диагностика (сентябрь – октябрь) Методики разработанные в системе Н.Ф. Виноградовой Не проводится Формирующая (текущая и промежуточная) оценка Проверочные работы Не проводится 1)Контрольные и проверочные работы по системе Н.Ф. Виноградовой (1 – е полугодие) 2)Сборник заданий по математике; 3)Сборник заданий для текущего и промежуточного контроля по математике и русскому языку; 4)Тетради проверочных по математике и русскому языку; 5)Мультимедийное приложение «Проверь себя»; 6)Рубрики «Проверь себя», «Что я знаю и умею» в учебниках и рабочих тетрадях. Диагностические работы (2 раза в год) Годовая контрольная работа (апрель – май) Комплексная контрольная работа (апрель – май) Контрольные и проверочные работы по системе Н.Ф. Виноградовой (2 - е полугодие) Мониторинг метапредметных УУД (апрель – май) Диагностические комплексные работы «Мои достижения» Не проводится Итоговая Итоговая контрольная работа Не проводится Контрольные работы по всем предметам, краевые контрольные работы Итоговая комплексная работа Итоговая комплексная работа «Мои достижения» Итоговый мониторинг УУД Учебно- методическое обеспечение системы оценки предметных и метапредметных результатов.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки Внутренняя оценка Внешняя оценка Стартовая диагностика текущая и тематическая оценка, портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся государственная итоговая аттестация, независимая оценка качества образования, мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней ( осуществляются в соответствии со статьей 92 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Стартовая диагностика Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале каждой ступени образования и выступает как основа для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаков-символическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика может проводиться также учителями с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы курса. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учётом особенностей предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми учителем) сроки могут включаться в систему накопленной оценки и служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу.
Тематическая оценка Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. По предметам, вводимым образовательной организацией самостоятельно, тематические планируемые результаты устанавливаются самой образовательной организацией. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце её изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации.
Портфолио Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких- либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на следующей ступени общего образования и могут отражаться в характеристике.
Внутришкольный мониторинг Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры: оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов; оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения; оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как по текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и по повышению квалификации учителя. Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений учащихся обобщаются и отражаются в их характеристиках.
Поддерживающее обучение позволяет грамотно интерпретировать результаты оценки и использовать их для развития ученика и школы, что обеспечит повышение качества образовательных результатов.