философия наука живопись музыка театр литература серебряный век Серебряный век русской культуры ( ) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 86 имени контр-адмирала И.И.Вереникина Маннапова Х.М. Учитель истории и обществознания г.Ульяновск 2014
Серебряный век Серебряный век ( ) Серебряный век Серебряный век - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры к концу вв. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален» определяют значение этого феномена
1890- е – экономический рост, реформы Витте – начало царствования Николая II. С 1902 – массовое создание политических партий – русско - японская война – первая русская революция – начало Первой мировой войны – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция.
Русская жизнь накануне Серебренного века была двойственна. Это было время уверенного экономического процветания. Послекрепостническая Россия во многом преуспела. Разрушалась российская деревня, расслаивалась, распадалась сословная Россия. Миллионы людей ищут иную судьбу, ищут самих себя.
Расцвет науки и культуры философия театр наука живопись музыка литература
Философия Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Е. Н. Трубецкой, И. А. Ильин, Г. П. Федотов, Л. П. Карсавин
Основы религиозно - философского Ренессанса, которым отмечен « Серебряный век » русской культуры, были заложены В. С. Соловьевым. Его система – опыт синтеза религии, философии и науки, « причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль » ( В. В. Зеньковский ). В.С. Соловьев
На философию « Серебряного века » оказали влияние славянофильство, православие. Развивается идея о том, что Россия, являясь центром православия как специфического духовного и жизненного уклада, занимает особое место в мире и мировой истории.
НАУКА В начале XX в. в России появилось множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономических и др., объединявших ученых, практиков.
Д. И. Менделеев Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (1869 г.)
А. Г. Столетов в гг. устанавливает законы фотоэффекта
А. С. Попов Радиотелеграф Попова
В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическим и трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии.
Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы. Он создал первую в России физическую школу.
В 1903 г К. Э. Циолковский он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.
И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения.
Исаак Ильич Левитан великий русский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения». Родился 18 августа 1860 года в местечке Кибарты Сувалкской губернии (ныне Литва) в образованной, но бедной еврейской семье.
«Владимирка», 1892 год. Левитан
Над вечным покоем (1894) Левитан
К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма, первый, среди русских художников, сознательно опиравшийся на французских импрессионистов, все более отходил от традиций московской школы живописи с ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой цвета
Архангельский порт на Двине, Коровин
Фёдор Шаляпин, Коровин
В.А. Серов. Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостренным чувством красоты и способностью к трезвому анализу
«Девушка, освещённая солнцем» (кузина художника Маша Симонович). Серов. «Дети». Серов.
М. А. ВРУБЕЛЬ. ЦАРЕВНА – ЛЕБЕДЬ. В. СУРИКОВ. СТЕПАН РАЗИН. В. Суриков. Степан Разин.
К. С. С таниславский (1863 – 1938) В.И. Немирович-Данченко (1858 – 1943) ТЕАТР
художественный театр, основанный в 1898 году К. С. Станиславским и В.И. Немировичем- Данченко
Неоклассицизм Символизм Экспрессионизм Музыка В начале 20 века появились композиторы-новаторы А.Н.Скрябин, И.Ф.Стравинский, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинова, И.Ершова.
Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) русский композитор, дирижер Представители неоклассицизма в музыке Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943)
И.Ф.Стравинский
Николай Андреевич Римский-Корсаков ( )
Александр Николаевич Скрябин (1871/72 – 1915)
Литература И.Ф.Анненский г. А.А.Ахматова А.А.Блок Н.С.Гумилёв В.И.Иванов В.Я.Брюсов
Направления в литературе реализм модернизм футуризм акмеизм имажинизм символизм
Наиболее популярными и значимыми считались: символизм акмеизм футуризм
1. Символизм - одно из крупнейших направлений в искусстве ( в литературе, музыке и живописи ), возникшее во Франции в х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Представители : В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский ; А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев
2. Акмеизм - ( от греч. « высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора ») литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Представители : Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин.
3. Футуризм - ( лат. futurum будущее ) общее название художественных авангардистских движений х начала х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Представители : Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др
Д. С. Мережковский В. Я. Брюсов ( ) А. А. Блок (1873 – 1924) (1866 – 1921)
Бунин Иван Алексеевич Куприн Александр Иванович Зайцев Борис Константинович Вересаев Викентий Викентьевич
О. Э. Мандельштам Н. С. Гумилёв ( ) А. А. Ахматова ( ) ( )
В. В. Хлебников ( ) Д. Д. Бурлюк И. В. Северянин В. В. Маяковский ( ) ( ) ( )
А. ГОЛУБКИНА. ГОРЕЛЬЕФ « ВОЛНА » НАД ВХОДОМ В ЗДАНИЕ МХАТА В культуре успешно развивался импрессионизм. П. Трубецкой создал бюсты С. Витте, Л. Толстого памятник Александру III. А. Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С. Коненков отразил новые веяния в реализме (« камнебозия », « нищая братия »).
Ф. ШЕХТЕЛЬ ЗДАНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ВОКЗАЛА В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность. Ф. Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушенского. Затем он переходит к рационалистическому модерну. Модерн соседствовал с неоклассицизмом, эклектикой.
Вывод : Вывод : Культура начала 20 века переживала необычайный расцвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни – недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них. Культура начала 20 века переживала необычайный расцвет. Это был Серебряный век русского искусства. Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни – недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.
Список использованной литературы : 1. Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров История отечества. XX- начало XXI века : Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений г. История отечества. XX- начало XXI века : Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений г. 2. Интернет - энциклопедия Википедия 3. Онлайн - энциклопедия Кругосвет