Из истории развития декоративно – прикладного искусства. Один из самых распространенных видов народного искусства. Аппликацию выполняли из кожи, меха, войлока, украшая одежду, обувь, жилище, кочевые народы с древних времен. Археологи среди материалов раскопок курганов находили большой войлочный ковер, украшенный женскими фигурами и фигурами всадников, а также различные предметы конской упряжи, оформленные аппликацией из войлока и кожи. Северные народности: ханты, манси, нанайцы, эвенки и др. – используют в аппликации не только кожу, но и меха. Техника меховой аппликации комбинируется с инкрустацией, т.е. вставкой узора вровень с украшенной поверхностью. У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Например, в недалеком прошлом у якутов широко использовалась для украшения юрт береста. Геометрические узоры из окрашенной бересты прикреплялись по верху восьмигранника юрты; наиболее нарядной делалась задвижка для места новобрачных.
Ткани стали материалом для аппликации уже значительно позже. Узор получали нашивкой кусочков ткани на материал, служащий фоном. Аппликациями из тканей украшали одежду и предметы домашнего обихода. На Руси многие девушки и женщины занимались вырезанием, работая ножницами без предварительного рисунка. Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, простенки. К древнейшим мотивам аппликации относятся так называемые «деревца» (узоры, очертания которых напоминают разветвленное дерево), человеческие фигурки, петухи, ажурные салфетки с бахромой или окаймленные надрезами, напоминающими острие стрел. В тематических вырезках преобладали узоры, изображающие деревенские свадьбы, праздники. Используется аппликация и в оформлении современной, особенно детской и молодежной, одежды. Простота и четкость контуров, локальность цвета, ясность симметричных композиций делают аппликацию понятной детям. Яркие, праздничные аппликации – различные композиции декоративных цветов в вазонах, золотистые колосья пшеницы, кукурузы, подсолнухи, фрукты, петухи – все это представляется на многочисленных выставках декоративно - прикладного искусства.
Технологический процесс изготовления аппликации. Эскиз Цветовое решение Перенос изображения на используемый материал Составление композиции на фоне Закрепление элементов на фоне Окончательная обработка
Нельзя работать неисправной иглой. Нельзя брать иглу в рот. По окончании работы иглу вкалывать в игольницу. Нельзя бегать и играть с иглой. По окончании работы всегда иглу оставлять с ниткой. Нельзя вкалывать иглу в одежду. Нельзя работать неисправными ножницами. Передавать ножницы кольцами вперёд. Нельзя оставлять ножницы с открытыми лезвиями. Нельзя бегать и играть ножницами.
На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Каждый предмет нужно класть на отведённое место. Размещать предметы на рабочем столе соответственно движениям рук: предметы, которые берём правой рукой должны лежать справа.