Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 21» Повышение мотивации учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
На уроках истории я всегда старалась использовать имеющиеся наглядные пособия, но результат был не настолько эффективным, как при использовании компьютерных технологий. Сейчас, когда компьютер является незаменимым помощником учителю в процессе обучения, работать становится легче и интереснее. Главной задачей в своей работе я считаю: заинтересовать учащихся; заинтересовать учащихся; привить любовь к предмету; привить любовь к предмету; усилить мотивацию; усилить мотивацию;
Что такое мотивация? Мотивация (от фр. Motif побуждение) побуждение к действию. Мотивация (от фр. Motif побуждение) побуждение к действию.
« Неправильная мотивация» Несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости. Несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости. У ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в тоже время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на оценку. У ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в тоже время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на оценку. У школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей» и другие. У школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей» и другие.
Этапы формирования мотивации Этапы формирования мотивации 1 этап. Возникновение мотивации (готовность, включенность). Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой». Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой». Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы». Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы». Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях». Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».
Этапы формирования мотивации Этапы формирования мотивации 2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Чередование разных видов деятельности; Чередование разных видов деятельности; Материалы различной трудности; Материалы различной трудности; Отметки, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность; Отметки, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность; Активизация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке. Активизация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
Этапы мотивации 3 этап. Мотивация завершения Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной оценкой учителя. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной оценкой учителя.
Наиболее распространенные типы учебной мотивации: хорошая отметка на уроке; хорошая отметка на уроке; подготовка к зачёту или контрольной работе; подготовка к зачёту или контрольной работе; изучение основных понятий; изучение основных понятий; изучение материала учебника. изучение материала учебника. Однако, мотивация «Проявить и развить свои способности» менее популярна. Однако, мотивация «Проявить и развить свои способности» менее популярна.
Типы учебной мотивации: Наряду с мотивацией «избегания неудач», страха получить низкие отметки, побуждениями к обучению могут быть: жесткий внешний контроль со стороны учителей и родителей; жесткий внешний контроль со стороны учителей и родителей; стремление получить хороший аттестат, как условие поступления в ВУЗ; стремление получить хороший аттестат, как условие поступления в ВУЗ; использование отметки как инструмента педагогического воздействия. использование отметки как инструмента педагогического воздействия. особо ценна мотивация «проявлять и развивать свои свои способности». особо ценна мотивация «проявлять и развивать свои свои способности».
Способы повышения мотивации к обучению и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории В своей работе я использую: мультимедийные учебники и энциклопедии, презентации уроков. Мультимедийные учебники разработаны по всем курсам истории, материал изложен доступно, наглядно, все исторические процессы показаны в виде анимированных картинок, карт, видеофрагментов. Теоретически сложно изучить события, а при помощи компьютерных технологий легко создать образ и показать причинно-следственные связи, явления, познакомиться с культурой, бытом народов разных стран и эпох. В своей работе я использую: мультимедийные учебники и энциклопедии, презентации уроков. Мультимедийные учебники разработаны по всем курсам истории, материал изложен доступно, наглядно, все исторические процессы показаны в виде анимированных картинок, карт, видеофрагментов. Теоретически сложно изучить события, а при помощи компьютерных технологий легко создать образ и показать причинно-следственные связи, явления, познакомиться с культурой, бытом народов разных стран и эпох.
Преимущества компьютерных технологий Уже сейчас можно видеть много положительного при проведении таких уроков. Обучение истории на основе компьютерных технологий создает условия для эффективного проявления закономерностей мышления, оптимизирует процесс познания. Уже сейчас можно видеть много положительного при проведении таких уроков. Обучение истории на основе компьютерных технологий создает условия для эффективного проявления закономерностей мышления, оптимизирует процесс познания. Использование современных информационных технологий, позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний. Использование современных информационных технологий, позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний. Компьютерные технологии, в частности презентации и электронные учебники можно использовать как наглядные пособия. Компьютерные технологии, в частности презентации и электронные учебники можно использовать как наглядные пособия. Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью, красочностью. Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью, красочностью.
Иллюстративный материал из Интернета Применение информационных технологий значительно расширяет исторический кругозор детей. Применение информационных технологий значительно расширяет исторический кругозор детей. Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию о происходящих событиях в странах мира, имеют возможность изучать исторические источники. Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды погружают учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия. Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию о происходящих событиях в странах мира, имеют возможность изучать исторические источники. Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды погружают учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения истории на качественно новый уровень. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения истории на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ученику намного интереснее воспринимать историческую информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ученику намного интереснее воспринимать историческую информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает мотивацию и эффективность усвоения материала. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает мотивацию и эффективность усвоения материала.
Мультимедийные презентации - отличное средство активизации познавательной деятельности учащихся и мотивации к изучению истории Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя большой подготовительной работы, но все затраты окупаются - повышением мотивации к обучению, развитием пространственного воображения. Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя большой подготовительной работы, но все затраты окупаются - повышением мотивации к обучению, развитием пространственного воображения. В отзывах учеников отмечается, что работать на таких уроках легко, лучше происходит запоминание и усвоение материала, появляется желание помочь учителю в создании презентации к новой теме. В отзывах учеников отмечается, что работать на таких уроках легко, лучше происходит запоминание и усвоение материала, появляется желание помочь учителю в создании презентации к новой теме.
Информационные технологии способны : Информационные технологии способны : стимулировать познавательный интерес к истории, стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Применение новых технологий приводит к следующим результатам: Применение новых технологий приводит к следующим результатам: 1. Повышение уровня использования наглядности на уроке; 1. Повышение уровня использования наглядности на уроке; 2. Повышение производительности урока; 2. Повышение производительности урока; 3. Установление межпредметных связей с основами информатики (ОИ) и вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др. 3. Установление межпредметных связей с основами информатики (ОИ) и вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др. 4. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории. 4. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории. 5. Необходимость обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 5. Необходимость обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 6. Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, но увлеченными ПК. Подростки начинают видеть в преподавателе "родственную душу". 6. Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, но увлеченными ПК. Подростки начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради мотивации учебной деятельности, развития интереса к знаниям и учебе учащихся. а использование их ради мотивации учебной деятельности, развития интереса к знаниям и учебе учащихся.