ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Учитель английского языка МОУ СОШ 33 Шимина Нина Владимировна
ДЕБАТЫ Разработаны Карлом Поппером. Это – игровая технология, имеющая свои принципы и правила, позволяющая развивать как коммуникативные умения учащихся, так и умения грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию на основе знаний и логических рассуждений. Кроме того, дебаты развивают у участников мышление, включая умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно находить и анализировать информацию из различных источников.
Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: четкость и конкретность формулировки; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; значимость для учащихся.
Формат дебатов предусматривает: участие двух команд, состоящих из трех человек (Speakers). участники заранее знакомятся с ролями и регламентом (на уроке дебаты идут по сокращенному регламенту); команды имеют право на 5-минутный тайм- аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу); роли и регламент определены.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов. Определение исходного тезиса дебатов. Подбор, изучение и анализ основной литературы. Распределение ролей. Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов. Разработка экспертами критериев оценки. Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ Корректность выступлений Уважительное отношение к оппоненту Соблюдение регламента Четкое изложение своей точки зрения
ДЕБАТЫ команда Proposers утверждает тему дебатов (3 Speakers). команда Opposers – опровергает тему дебатов (3 Speakers). Time-keeper следит за соблюдением регламента игры, который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута ( у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec) Jury состоит из 3–5 человек (учителя или учащиеся старших классов). По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов
РЕГЛАМЕНТ Обсуждение происходит в соответствии с регламентом : выступления первых спикеров команд (по 6 мин.), которые заявляют позицию своей стороны и выдвигают аргументы, сгруппированы по аспектам рассматриваемой проблемы. Выступления вторых спикеров команд (5 мин.) направлены на опровержение точки зрения оппонентов через выдвижение контраргументов и усиление позиции команды. Третьи спикеры команд окончательно опровергают утверждения оппонентов и приводят сравнительный анализ аргументов игры, доказывая свою правоту.
ЗАДАЧИ СУДЕЙ внимательно слушать и оценивать успешность каждой команды по следующим критериям: презентация ситуации и аргументации структура выступления и следование общекомандной линии аргументации убедительность и доказательность аргументов организация работы команд способ выступления, манера говорить, ораторское искусство
ПЛАН РЕЧИ ПЕРВОГО СПИКЕРА приветствие слушателей представление команды и самого себя вступление (обоснование актуальности темы) определение понятий - темы выдвижение критерия аргументация заключение благодарность за внимание.
Дебаты способствуют: развитию коммуникативных умений учащихся: умению слушать и слышать собеседника, способности работать в команде; развитию ораторских способностей: навыков публичного выступления, умения четко выражать свои мысли, уверенности в себе; развитию исследовательских и организаторских навыков; развитию мышления.