О комплексном подходе к исследовательской деятельности на уроках литературы (из опыта работы) Учитель литературы С.И.Тарасенко Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Пос. Известковый Амурского района
Комплексный подход Этапы подготовки: анализ синтез сравнение обобщение ответы на проблемный вопрос частично-поисковая деятельность Индуктивные умозаключения
Исследовательские задания на уроках в 6 классе Задание 1. Прочитайте текст о предках Л.Толстого и отрывок из «Воспоминаний» писателя. Сравните. Сделайте вывод, каким могло быть отношение Л.Н.Толстого к войне. Задание 2. Предположите, как могли играть мальчики в «муравейное» братство. Задание 3. Как вы думаете, нашли братья «зеленую палочку», на которой было написано, как сделать всех людей счастливыми? Художественное домысливание
Индуктивные умозаключения Задание 4. Сопоставь два суждения Л.Н.Толстого о художественных задачах изображения войны. 1)«Я видел, как ядром убило солдата. Но зачем рассказывать подробности этой страшной картины, когда я сам дорого бы дал, чтобы забыть ее!» (1853 г.) 2) «Главная задача художника – показать войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, смерти». (1855 г.) Объясни, что могло повлиять на столь резкое изменение позиции автора. К чему он стремился? 1853 …. 1855
Художественное изложение Частично-поисковый прием 1 пара. Проведите наблюдение над изображением войны «в настоящем ее выражении». Выберите детали, имеющие цвет. 2 пара. Проведите наблюдение над изображением войны «в настоящем ее выражении». Выберите детали, имеющие запах. 3 пара. Проведите наблюдение над изображением войны «в настоящем ее выражении». Выберите слова, рисующие моральные страдания. 4 пара. Проведите наблюдение над изображением войны «в настоящем ее выражении». Выберите фразы, говорящие о величии духа русского солдата. 5 пара * Проведите стилистический эксперимент, как автор делает читателей сопричастными происходящему. Уберите обращения к читателю. Что произошло?
Миниатюра-персонификация От лица автора Чем гордится офицер Л.Н.Толстой, рассказывая о жизни русского солдата? Почему перевязочная - это дом страданий? Какую главную правду увидел Толстой в осажденном Севастополе?
Исследовательские задания на уроках в 8 классе Прием проблемного изложения - прием весов (плоть и разум) ХОРОШО?ДУРНО?
Исследовательские задания на уроках в 8 классе Сопоставьте варианты заглавий рассказа «Рассказ о бале и сквозь строй» «Отец и дочь» «Дочь и отец» «А вы говорите» «После бала» Чем обосновывается изменение названия? Почему автор остановился на последнем?
Смысловой рисунок бала 1.Танцы. Музыка 2. Праздничная одежда гостей Варенька (белое платье, белые башмачки) Отец Вареньки (парадный мундир, сапоги) 3.Буфет, напитки (шампанское) 4. Маски на лицах. Флирт, разговоры, сплетни 5. Цветопись (яркие краски) Исследовательские задания на уроках в 8 классе
строй солдат шпицрутены звукопись светопись художественная деталь СТРАДАНИЕ РУКА В БЕЛОЙ ЗАМШЕВОЙ ПЕРЧАТКЕ Братцы! Помилосердуйте ! «Будешь мазать!?» Смысловой рисунок сцены «После бала»
Николай Первый «Палкин» (эпоха правления 1819 – 1855 гг.)
Наказание шпицрутенами
Миниатюра-исследование Антитеза как прием композиции 1. Два закона в рассказе: божий и человеческий. Какой важнее? 2. Может ли человек сам управлять собою? Или все дело в среде? полковник наказуемый - простой уровень - сложный уровень
Исследовательские задания на уроках в 10 классе Поисково-диалогический метод проблемный диалог «Три поры» «1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается» «Война и мир»
1856 г. – « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию» 1825 г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя» 1812 г. – « Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года» гг – « Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» От замысла романа к жанру романа-эпопеи
О смысле названия произведения ВОЙНА И МИРЪ МiРЪ – вселенная, весь свет, все люди; община ВОЙНА И МIРЪ МИРЪ – отсутствие войны, согласие, тишина, покой
Разговор-полилог «Что не так с Наташей Ростовой?» Почему содержание I - IV томов «Войны и мира» не сходится с «Эпилогом» (урок-исследование) - Что такое толстовский шовинизм? - Что за семейная концепция? ДВЕ ПОЗИЦИИ счастливая семья несчастливая семья М Д
Исследовательские задания на уроках в 10 классе ФИЛОСОФСКИЕ ДИКТАНТЫ ТОЛКОВНИКИ «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Дело человека не стараться светить, а стараться очищать себя». Л.Н.Толстой ВОЙНА МИР СЕМЬЯ ЛЮБОВЬ ЗЛО ДОБРО