Функции процесса обучения Теория обучения Доцент Г.А.Капранов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология обучения
Advertisements

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста,
Теория и практика воспитания. Тема: Сущность, цели, задачи, особенности воспитательного процесса Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью.
Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента.
Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся Воронина Валентина Михайловна, учитель географии МОУ.
ТЕМА 1 ЛЕКЦИЯ 1. «Теория и методика обучения физической культуре» (ТиМОФК) в структуре подготовки педагога физической культуры. 1.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Требования к уроку. Типичные недостатки. Философия конструктивизма.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
«самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» К.Д. Ушинский Щербинина В.С.
Педагогика высшей школы как наука, её структура..
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
УМК «Перспективная начальная школа». Концептуальные положения развивающей личностно- ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»
Попинова Т.Г. прогимназия 18 «Родничок» г.Шарья Методическая разработка Окружающий мир в начальной школе в системе развивающего обучения Попинова Т.Г.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Главными целями учебного плана являются: Главными целями учебного плана являются: 1)гарантированное обучение учащихся на уровне государственного образовательного.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Теория и методика физического воспитания Принципы системы физического воспитания.
Система подготовки учителя к уроку Теоретическая часть Теоретическая часть Теоретическая часть Теоретическая часть Практическая часть Практическая часть.
Транксрипт:

Функции процесса обучения Теория обучения Доцент Г.А.Капранов

Основные функции обучения Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из общей цели школы, процесс обучения призван осуществлять три функции образовательную воспитательную развивающую.

Образовательная функция Возникла исторически первой Образовательная функция прежде всего предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии, по географии, по математике, по ботанике и биологии и др. Общеучебные умения и навыки, которые имеют отношение ко всем предметам, например навыками работы с книгой, справочниками, библиографическим аппаратом, навыками чтения и письма, рациональной организации домашнего труда, соблюдения режима дня и др.

Воспитательная функция обучения. Одновременно с образовательной функцией процесс обучения реализует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные взгляды и убеждения, способы поведения и деятельности в обществе, систему идеалов, отношений, потребностей, физическую культуру. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с обучаемыми. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Ведь формирование качеств личности невозможно без усвоения ею нравственных требований, норм. Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания тоже оказывает благотворное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности, организованности, общественной активности и других качеств создает условия для обучения.

Обучение и воспитание развивают личность. Обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. В связи с этим в дидактике используется специальный термин развивающее обучение. Он предполагает, что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных умений надо предпринимать специальные меры по общему развитию школьников. Правда, надо особо подчеркнуть, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств вследствие недостаточной ориентированности на это содержания и методов обучения был несколько суженным. В работах советских ученых, посвященных проблеме развиваю­щего обучения (Л. В. Замков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин и др.), выдвигались разнообразные принципы и пути ее решения. Наиболее известными являются положения Л. В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе, обес­печить осознание учащимися своих учебных действий. Развивающая функция обучения.

Взаимосвязь функций учебного процесса Все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: Основные функции обучения реализуются на практике, во-первых комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и школьников; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения

Относительность функций обучения Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Обучение комплексно влияет на личность, несмотря на то что образовательная функция более всего специфична для этого процес­са. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются