Сопереживание – великая тема искусства Учитель ИЗО МБОУ СОШ 34 г.Бийск Грудачева Марина Сергеевна
Искусство способно выражать человеческую скорбь, горечь отчаяния и ненависть. Страдания и горе обнажают человеческую основу. Каждый думает о том, что на месте этих людей могли оказаться он, его родные и близкие.
Что такое сопереживание? Это понимание того что чувствует другой, ощущение того, что происходит во внутреннем мире другого человека. Сопереживание учит нас совершать добрые поступки, объединяет людей. С древних времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя, развить эту способность души.
Через искусство художник выражает своё сочувствие к окружающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Воспринимая такие произведения, люди объединяются в высоком человеческом чувстве сострадания.
Перов Василий Григорьевич «Тройка»
Перов Василий Григорьевич «Савояр» - Кто такой савояр? Так называли в Европе швейцарских бродячих музыкантов, которые кочевали с неизменной флейтой и дрессированным сурком по городам богатых стран континента.
Перов Василий Григорьевич «Проводы покойника»
Площадь скорби. Скульптура на Мамаевом кургане. Волгоград.
Зайку бросила хозяйка – Под дождем остался зайка…
Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? Что заставляет вас испытывать именно эти чувства?
Приходилось ли вам быть свидетелем подобного в жизни?
Может ли вид сломанного дерева вызывать сочувствие?
Какие чувства у вас вызвали просмотренные на уроке изображения? Участие Сожаление Жалость Сочувствие Соболезнование Удовольствие Развлечение Забава Печаль Боль Отчаяние Грусть Тоска Скука Скорбь Огорчение
-К-Какая иллюстрация произвела на вас наибольшее впечатление? -П-Приходилось ли вам читать литературные произведения с подобными сюжетами?
"Девочка со спичками" Ганс Христиан Андерсен Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая.
Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать, - вот какие они были большие, - и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.
Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, а одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!...
Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и... чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка…
Можете ли вы описать свои впечатления от услышанного? Приходилось ли вам читать сказки этого писателя раньше? А сейчас давайте встанем и посмотрим в окошко…
Физкультминутка Грохочет гром, грохочет гром, Гремят раскаты за холмом. (Постукивание кулачками один о другой.) И черноту над головой Пронзает молния стрелой. Грохочет гром, грохочет гром, (Топание ногами на месте.) И дождь стучится громко в дом, Пробить он крышу норовит, В окно стучит и в дверь стучит. (Хлопки в ладоши.)
Физкультминутка Грохочет гром, грохочет гром, Укрылись куры под крыльцом. (Прыжки на месте.) Укрылись куры под крыльцом, Чтоб не ударить в грязь лицом. (Присели, спрятали головы.)
Задание: Выполнить рисунок с драматическим сюжетом. Покажите свое отношение к героям рисунка, чтобы ваша картина могла вызвать сострадание у зрителей. Какая палитра поможет подчеркнуть замысел вашей работы?
Список использованных источников: Неменская Л. А. Каждый народ- художник. – М.: Просвещение, Барто А. «Зайка» Андерсен Г.Х. «Девочка со спичками» Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005: ura.ru/sci/fizkultminutki/27http:// ura.ru/sci/fizkultminutki/27
Список использованных источников: Изображение музыканта: jpg jpg Перов Василий Григорьевич. «Тройка»: portrets.ru/art/kartina_troyka.jpghttp:// portrets.ru/art/kartina_troyka.jpg Перов Василий Григорьевич «Проводы покойника»: 11/thumbs/ _perov-vasiliy-provody- pokoynika.jpg 11/thumbs/ _perov-vasiliy-provody- pokoynika.jpg Изображение рук: ритуал.рф/attachments/Image/00ad7e3c4a18bb2eab9b a4f7291a7d5d_1.jpg?template=generichttp:// ритуал.рф/attachments/Image/00ad7e3c4a18bb2eab9b a4f7291a7d5d_1.jpg?template=generic Изображение окна: md.png md.png
Список использованных источников: Перов Василий Григорьевич «Савояр»: mira.com/templates/museum/images/paint/savoiar- perov+.jpghttp://muzei- mira.com/templates/museum/images/paint/savoiar- perov+.jpg Изображение зайки: ml_12dabec8. png ml_12dabec8. png Изображение щенка: 09/ _acid_picdump_86_92. jpg 09/ _acid_picdump_86_92. jpg Изображение котенка: globalteam.ru/wp-content/uploads/motivator JPGhttp:// globalteam.ru/wp-content/uploads/motivator JPG Изображение листа бумаги: posal.png posal.png
Список использованных источников: Иллюстрация к сказке «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена: 74/125074_900. jpg 74/125074_900. jpg Иллюстрация к сказке «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена: jpg jpg Иллюстрация к сказке «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена: jpg Иллюстрация к сказке «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена: jpg
Список использованных источников: Изображение палитры: 4bc0bbfc0d9e9f2d6b47. png 4bc0bbfc0d9e9f2d6b47. png Изображение карандаша: GXGQi_LBM/TGhMLbSTxuI/AAAAAAAAAOE/Q-NSNfP- i6s/s1600/pencil-1.pnghttp://3.bp.blogspot.com/_j- GXGQi_LBM/TGhMLbSTxuI/AAAAAAAAAOE/Q-NSNfP- i6s/s1600/pencil-1. png Изображение кисточки: 2/paintbrush _640. png 2/paintbrush _640.png