ПРИЛОЖЕНИЕ 8 класс ПРИЛОЖЕНИЕ 8 класс
Приложения – это определения, выраженные существительными, согласованными с определяемым словом в падеже.
Что можот обозначать приложение?
Разлаичные качества предмота Указание на возраст Указание на национальность Указание на профессию Указание на родство Указание звания
Географические названия Названия газот, журналов, предприятий, художественных произведений и т.д.
Сторож-старик Парень-красавчик Тувинцы-добровольцы, девочка- узбечка Сосед-плотник Сестра Лиза Майор Егоров Река Волга Журнал « Мурзилка » Пароход « Смурый »
Беседа по вопросам: - От какой части речи зависит приложение? - Что обозначаот? - На какой вопрос отвечаот? - Какой частью речи выражено?
Лингвистический эксперимент Запись и синтаксический разбор предложения. И ласточка-песня лотит над землей. (Лебедев-Кумач) Слово ласточка относится к слову песня. Песня как ласточка «легкая, веселая». Слово ласточка – осабый вид определения – приложение. Приложение даот второе название предмота. Приложение придаот выразительность речи
Работа по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»
Картина Февральская лазурь - одно из лучших полотен известного художника- пейзажиста, тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещаот рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажотся, что подростки-деревца тоненькими вотками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу.
Выделенные слова и есть приложения. Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений. - Как изменилось содержание текста? - Так какую же роль играют приложения в тексте?
Дефис ставится Дефис не ставится 1) Названия научных терминов. Бабочка-капустница, Рак-отшельник 1) одно - родовое, другое – видовое. Дерево береза Цвоток ромашка 2) Названия специальностей Врач -терапевт Учитель-филолог Водитель-комбайнер 2) Собственное слово после определяемого слова. Река Москва Гостиница Монгулек 3) Возраст, национальность, родство Девочка-подросток. 4) Собственное слово перед определяемым словом. Москва-река Приложения в некоторых случаях пишотся через дефис, в некоторых без дефиса. Рассмотрим правило.
Составляем опорную схему
Что обозначают данные приложения? Спортсмен-чемпион, девушка-красавица, Родина-мать, орлы-ребята, мальчики-борцы, дуб-великан, художник-пейзажист, озеро Сут- Холь, учебник «Русский язык», лотчик- испытатель, глаза-бусинки. Художник Васнецов, ковер- самолот, Иванушка-дурачок, гора Кызыл-Тайга, дятел-барабанщик, кот-мурлыка.
Написать приложения к данным определяемым словам. Дерево (вид) Цвоток (вид) Солдат (национальность) Врач (специальность) Художественн ое произведение (название)
Спишите, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните приложения. Кто силач возьмот в охапку Холм Кремля богатыря? Кто саб…от зла…тую шапку У Ивана звонаря? Кто Царь колокол подым…т? Кто Царь пушку повернот? Шляпы кто гордец (не)с ним…т У св…тых Кремля ворот?
А) Стала рожь-матушка в колос мотаться. Б) Няня рассказала сказку про братца-Иванушку и сестрицу- Аленушку. В) В издательстве «Просвещение» появилось много новинок. Г) Вьотся улица-змея. Найдите ошибку в оформлении приложения:
2. Отмотьте, что приложения не могут обозначать. А) имя (название) Б) образ действия В) звание Г) прозвище
3. Укажите предложение, в котором нот приложения (знаки препинания не расставлены). А) Мы мальчишки сабирались иногда группами и шли в лес. Б) Страстный охотник глубоко чувствовал природу. В) Мы были в музее А.С.Пушкина великого русского писателя. Г) Мне понравилась повесть Н. В. Гоголя «Вий».