Доклад Комиссии Фора «Учиться быть» - концепция образования в течение всей жизни учить учиться и пользоваться знаниями; учиться делать дело; учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости; учиться быть.
Образование для жизни Образование на протяжении всей жизни
Для чего учить? Чему учить? Как учить?
Традиционное обучение Инновационное обучение базируется на принципе доступности; учащийся выступает в роли объекта ПД; ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания; решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. опирается на зону ближайшего развития; учащийся действует как субъект собственной УД; нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя» (Элберт Хаббард, литератор, конец XIX в.) «УРОК – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся» (М. Н. Скаткин, 1982 г.)
Требования к современному уроку: изменение парадигмы образования; изменение содержания образования; изменение педагогической позиции «ученик – учитель»; формирование внутренних мотивов деятельности ученика; личностное целеполагание и личностное содержание материала; рефлексия результатов образовательной деятельности.
Традиционное обучение Инновационное обучение научности; научности; доступности; доступности; наглядности; наглядности; прочности; прочности; сознательности и активности; сознательности и активности; системности и последовательности; системности и последовательности; связи теории с практикой. связи теории с практикой. деятельности; непрерывности; целостности; минимакса; психологической комфортности; вариативности; творчества.
Организация планирования урока: Моделирование Проектирование Конструирование Сценирование образовательной ситуации – обучение способам деятельности, при необходимости – изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающимися.
Целевая направленность урока: Обучающая Воспитывающая Развивающая Триединая дидактическая цель Содержательная Деятельностная
Цель урока при системно - деятельностном подходе – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Ход познания – «от учеников». Преобразующий характер деятельности обучающихся. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся. Коллективный поиск. Создание педагогических ситуаций общения на уроке. Гибкая структура.
Типология урока: Традиционное обучение Инновационное обучение Урок формирования знаний Урок формирования и совершенствования знаний Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля знаний, умений и навыков Урок коррекции знаний, умений и навыков Комбинированный урок Уроки «открытия» нового знания Уроки рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля
Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. Уроки рефлексии имеют следующую структуру: 1)этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру: 1)этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно - методических линий курсов.
Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Основная цель: выработка на личностно - значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Затруднение и удивление Движущая сила активности ребенка на уроке. не МОГУ сделать (раньше получалось ХОРОШО, а теперь не получилось…) ХОЧУ и ДОЛЖЕН сделать (понять…, научиться…, )
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основная цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксация индивидуальных затруднений 3. Этап выявления места и причины затруднения. Основная цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Основная цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. 5. Этап реализации построенного проекта. Основная цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Основная цель: усвоение учащимися нового способа действия. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основная цепь: интериоризация (присвоение к жизненному опыту) нового способа действии и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Основная цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Основная цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Заголовок слайда «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...» Адольф Дистерверг «Руководство к образованию немецких учителей» 1835 г.
Критерии результативности урока: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Принципы работы современного учителя: - Удивляйся сам и удивляй других. -Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. -Не останавливайся на достигнутом, всегда иди вперед. -Развивайся сам и развивай других.
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!