Рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальности Биология.
Итоговые государственные экзамены педагогических вузов являются квалификационными и предназначены для определения уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в области среднего образования. Итоговые государственные экзамены педагогических вузов являются квалификационными и предназначены для определения уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в области среднего образования.
На государственном экзамене проверяются не только знания выпускников по специальности, но и их способность к выполнению профессиональных задач в учебном процессе в школе, т.е. сформированные компетенции. В этой связи итоговый государственный экзамен должен носить комплексный характер и выявлять уровень общепрофессиональной и специальной подготовки выпускников.
По специальности Биология разработаны два комплекта: комплексные экзаменационные билеты комплексные экзаменационные билеты комплексные проекты комплексные проекты
Комплексные экзаменационные билеты по биологии
Выпускнику предлагается выполнить ряд заданий: Раскрыть содержание темы в рамках биологической специализации. Раскрыть содержание темы в рамках биологической специализации. Определить и обосновать объем содержания данного учебного материала в школьном курсе биологии, учебно-воспитательные задачи темы. Определить и обосновать объем содержания данного учебного материала в школьном курсе биологии, учебно-воспитательные задачи темы. Определить и обосновать методику изучения данной темы в школе: Определить и обосновать методику изучения данной темы в школе: Спроектировать фрагмент урока, игры, экскурсии, и т.д.. Спроектировать фрагмент урока, игры, экскурсии, и т.д.. Определить формы контроля знаний учащихся по изученной теме. Определить формы контроля знаний учащихся по изученной теме.
Б И Л Е Т 1 Тема «Экологические факторы» 1. Основное содержание темы. Классификация экологических факторов, общие закономерности влияния факторов среды на организмы (законы оптимума, лимитирующих факторов, взаимодействия факторов и др.), сдвиг оптимума и его значение. 2. Отбор содержания и понятий для изучения в школьном курсе биологии. 3. Последовательность формирования понятий при изучении темы. 4. Дидактическая игра как метод стимулирования, мотивации деятельности и поведения личности ученика. Использование дидактической игры на уроке по теме.
Б И Л Е Т 2 Тема «Размножение и развитие цветковых растений». 1. Основное содержание темы. Мейоз в жизненном цикле цветковых растений, образование спор, особенности гаметофита цветковых растений, оплодотворение и формирование семени. 2. Развитие понятий о размножении цветковых растений в школьном курсе биологии. 3. Проблемный подход и его значение в обучении. Использование проблемного подхода при изучении темы. 4. Проблемная беседа как пример вопросно-ответного метода повышения активности взаимодействия учителя и учащегося. Проблемные вопросы по теме.
Б И Л Е Т 3 Тема «Популяция и ее экологические характеристики» 1. Основное содержание темы. Популяции, их основные характеристики, структура и методы количественного учета. Общие закономерности изменения численности популяций во времени. 2. Методика проведения семинарского занятия при изучении темы. Обоснование выбранной технологии и способа проведения. 3. Цели и задачи семинара. План семинарского занятия. 4. Вопросы, выносимые на обсуждение на семинаре.
Б И Л Е Т 19 Тема: «Энергетический обмен. Метаболизм клетки». 1. Основное содержание. Дыхание клетки как источник энергии и метаболитов. Локализация отдельных этапов дыхания в цитоплазме и митохондриях. Особенности окислительного фосфорилирования. 2. Развитие понятия «дыхание» при изучении клеточного и организменного уровней организации жизни. 3. Методика урока с использованием активных методов обучения и компьютерных технологий.
Б И Л Е Т 23 Тема: «Нуклеиновые кислоты. Репликация ДНК.» 1. Основное содержание. Виды нуклеиновых кислот. Строение ДНК. Природа гена, молекулярные механизмы передачи генетической информации в клетке. 2. Лекция как метод объяснения учебного материала. Особенности школьной лекции при изучении данной темы. 3. Использование демонстрационного материала на лекции. 4. План лекции.
Б И Л Е Т 24 Тема: «Клеточная теория. Строение эукариотной клетки» 1. Основное содержание. Основные положения клеточной теории. Строение органелл клетки. Симбиотическая гипотеза происхождения хлоропластов и митохондрий в клетке. 2. Формирование и развитие у школьников понятия «клетка» в процессе изучения биологии. 3. Методика проведения лабораторных опытов при изучении строения и функций клетки. Оборудование. 4. Инструктивная карточка для учащихся. Форма записи результатов опытов.
Б И Л Е Т 26 Тема: «Основы биотехнологии» 1. Основное содержание темы. Основы генной инженерии. Белковая инженерия. Клеточная инженерия. Вопросы биобезопасности и биоэкологии. 2. Ознакомление школьников с основами биотехнологических производств. 3. Организация проектной деятельности учащихся при изучении данной темы. Значение проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся. 4. Тематика проектов по теме. План одного проекта.
Б И Л Е Т 31 Тема: «Генетика человека». 1. Основное содержание темы: геном человека, методы изучения генетики человека, наследственные заболевания человека. Значение генетики для развития медицины. 2. Значение элективных курсов в предпрофильной и профильной подготовке учащихся. 3. Цель и основные задачи изучения темы. Отбор содержания элективного курса. 4. Методы и методические приемы проведения занятий по элективному курсу.
II. Комплексные педагогические проекты.
Этапы подготовки проекта: Выбор темы и определение цели проекта Выбор темы и определение цели проекта Определение источников информации и их анализ. Определение источников информации и их анализ. Отбор и обоснование учебного материала. Отбор и обоснование учебного материала. Составление плана изучения темы. Составление плана изучения темы. Определение педагогических технологий и методов изучения темы. Определение педагогических технологий и методов изучения темы. Отбор средств наглядности. Отбор средств наглядности. Краткое содержание уроков по теме (план). Краткое содержание уроков по теме (план). Определение самостоятельной деятельности учащихся. Определение самостоятельной деятельности учащихся. Определение форм контроля знаний учащихся по теме. Определение форм контроля знаний учащихся по теме. Компьютерная презентация проекта Компьютерная презентация проекта
1.Методика формирования и развития понятий о клеточном строении и растительных тканях в школьном курсе биологии 6 класса. Формирование учебных умений у школьников на уроках биологии. 2.Методика изучения темы «Тип Кишечнополостные» в школьном курсе биологии в 7 классе. Использование средств наглядности при изучении темы.
3.Методика изучения темы «Общие свойства организма человека. Ткани, органы, системы органов» в школьном курсе биологии 8 класса. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках. 4. Методика изучения темы «Высшая нервная деятельность» в школьном курсе биологии 8 класса. Организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с научно-популярной литературой
5.Методика изучения темы «Реализация наследственной информации в клетке. Матричные реакции» в школьном курсе общей биологии. Использование компьютерных технологий при изучении темы. 6.Методика изучения закономерностей наследственности в школьном курсе общей биологии. Решение генетических задач.
7.Методика изучения темы «Теория эволюция. Закономерности эволюции» в школьном курсе общей биологии. Применение лекционно-семинарских технологий при изучении темы. 8.Методика изучения темы «Происхождение человека» в школьном курсе общей биологии. Организация дискуссии на семинарском занятии.
Благодарю за внимание