Специальная педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Дефектологическая наука и коррекционно - педагогическая практика имеют богатый исторический опыт. За годы изучения аномальных детей, выявления природы и сущности их отклонений, организации коррекционной работы с ними сформировалась стройная система научных знаний об аномальных детях и истории развития специальных образовательных учреждений для детей с недостатками в развитии и поведении. Этапы становления коррекционной педагогики как науки
Отношение к детям, имеющими различные отклонения в развитии, несет на себе следы длительной истории эгоизма и себялюбия общества еще со времен инфантицида. Так назывался в истории период античности (IV в. до н. э.), когда применялось массовое детоубийство. Каждого родившегося с физическими или умственными дефектами ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть. Этот обычай кое - где в Европе сохранялся еще и в Средние века. История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым.
В период раннего и позднего средневековья (V- Х V вв.), когда в Западной Европе утверждалась идеология католической церкви, уничтожалось все, что не соответствовало канонам церкви. Инквизиция расправлялась не только со свободомыслием, но и с душевнобольными людьми, считая слабоумных " детьми дьявола ". Церковь бросала их в тюрьмы, подвергала пыткам, сжигала на кострах.
Аспекты развития специальной педагогики как науки В коррекционной педагогике, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонений в развитии и поведении имеется четыре самостоятельных и в то же время взаимосвязанных аспекта. В истории коррекционной педагогики эти аспекты то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему обучения аномальных детей : - медико - клинический ; - психологический ; - педагогический ; - социологический ( отношение общества к « особым » детям ).
Анатомо - физиологическое направление. Немецкий психиатр Эмиль Крепелин ( ) объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием « задержка психического развития » ( ЗПР ) и ввёл термин « олигофрения ». Известный русский невропатолог Григорий Иванович Россолимо ( ) предложил свой оригинальный метод – « метод психологических профилей », по которому исследовались восемь основных способностей ребёнка : - стойкость памяти ; - быстрота запоминания ; - толкование рисунков ; - обнаружение нелепостей ; - способность комбинировать ; - состояние моторики ; - воображение ; - наблюдательность.
Бельгийский психиатр Жан Демор ( ) впервые отграничил причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних. По этиологии он разделяет отсталых детей на – детей медицински отсталых и педагогически отсталых. К медицински отсталым относят тех, чьё отставание в развитии связано с К педагогическим отсталым – тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, перенёс какие - либо болезни. Бельгийский врач и педагог Оливер Декроли пытался объединить два направления ( анатомо - физиологическое и психолого - педагогическое ) и создаёт свою классификацию умственной отсталости. На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори ( ) создаёт спец. школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. Ею были разработаны различные игры и занятия, специальный дидактический материал, около 40 видов приспособлений для воспитания чувств детей ( рамки М. Монтессори ). Её методика помогла большинству детей через определенное время обучаться уже с нормальными детьми и даже опережать их.
У истоков отечественной дефектологии стоял Всеволод Петрович Кащенко ( ) известный педагог, врач, талантливый организатор научных исследований в области дефектологии ( К. П.). В 1909 г. он основал в Москве школу - санаторий для дефективных детей, которая переросла в НИИ дефектологии АПН (1943 г.), а затем в Институт Коррекционной педагогики РАО. Его книга « Педагогическая коррекция » изданная в 20- е годы ХХ столетия, является и в настоящее время практическим руководством в коррекционной педагогике. Огромный вклад в развитие коррекционной педагогике внёс Лев Семёнович Выготский ( ) выдающийся учёный, психолог. Он разработал теорию психического развития, которая легла в основу исследований аномального детства. Установление единства психологических закономерностей развития ребёнка в норме и патологии позволили ему обосновать общую теорию развития личности аномального ребёнка. Учения Л. С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в нём, о зонах актуального и ближайшего развития и многие другие, намного лет вперёд определили пути развития отечественной коррекционной педагогики и специальной психологии.
История российской дефектологической теории и практики тесно связана с именем Екатерины Константиновны Грачёвой ( ), которая стояла у истоков создания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, она издала первые руководства по работе отсталыми детьми. Делу обучения, развития и воспитания таких детей она отдала почти сорок лет своей жизни. Проблеме дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающих учащихся массовой школы с задержкой психического развития посвящены научные исследования Татьяны Александровны Власовой. Проблема неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуального подхода к ним была предметом исследования психолога Лии Соломоновны Славиной. Мария Семёновна Певзнер ( ) разработала классификацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.
Итак, в конце Х I Х и начале ХХ в. Сложились следующие направления, подходы в деле помощи детям с недостатками интеллекта и в организационных формах их реализации : 1. Медико - клинический аспект раскрывает вопросы - этиологии ( греч.aitia – причина,loqos – учение ) – учение о причинах возникновения болезней, умственного дефекта ; - его анатомо - физиологические нарушения и симптомы ; - исследует способы клинического диагностирования дефекта ; - подходы к его классификации. Психологический - устанавливает картину психологических аномалий ; - раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально - волевой сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями ; - определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта. 3. Педагогический - устанавливает проблемы умственной отсталости с точки зрения обучаемости и не обучаемости ребенка в обычной и специальной школе ; - определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта
Подводя итог сказанному, можно выделить следующие основные подходы в становлении специальной педагогики как науки : - медико - клинический ( основан на изучении анатомо - физиологических и генетических нарушений ); - психологический ( основан на изучении эмоциональной сферы и личности в целом ); - педагогический ( исследует и организует обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта ).