Тема урока: «Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» Цели: 1) Познакомить с построением и оформлением чертежа швейного изделия; 2) Ознакомить учащихся с приемами расчета конструкции, правилами и последовательностью выполнения чертежа платья; 3) развивать пространственное мышление и воображение у детей. 4) научить строить чертеж платья по своим меркам.
Построение платья Какие мерки нужны для построения чертежа платья? Что значит цельнокроеное платье? Как правильно снимают мерки? Назовите антропометрические точки и их местонахождение на теле человека
1. В верхней части листа поставить точку В и провести вправо от нее горизонтальную линию. Это будет линия плеча. Из той же точки В провести вниз вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН, равный длине изделия Ди. ВН = Ди = …см. Н В
2. От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле: ВВ1 = (Сг +Пг) :2=(… + 6)= см В Н В1
3. Достроить чертеж до полного прямоугольника по двум сторонам ВН и ВВ1. Поставить точку Н1. ВВ1 НН1
4. Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2, рассчитанную по формуле: ВВ2 =(Сш : 3)+ 1 =(… :3)+1 =… см. Отложить вниз от точки В глубину горловины спинки ВВ3 ; ВВ3 = ВВ2 : 3 = …:3=… см. Соединить плавной кривой точки В2 и В3, как показано на рисунке. НН1 В В3 В2В1
5. Отложить вниз от точки В глубину горловины переда ВВ4: ВВ4 – ВВ2 + 1 = …+1 = …см. Соединить плавной кривой точки В2 и В4. Н Н В4 В3 В В2 В1
6. Отложить вниз от точки В1 глубину проймы В1Г, рассчитанную по формуле: В1Г = (Оп : 2) + Поп = (… : 2) + 7 = …см От точки Г вправо провести горизонтальную линию. Н Н1 В3 В4 ВВ2В1 Г
7. Отложить вправо от точки В1 длину рукава В1В5, которая обычно составляет 5 -7 см. В1В5 = 6 см. Достроить прямоугольник по двум сторонам – В1Г и В1В5. Обозначить точку Г1. Н Н1 В3 В4 В В2 В5 Г1Г В1
8. Вниз от точки Г отложить отрезок ГГ2, равный отрезку ГГ1 = 6 см. Соединить прямой линией точки Г1 и Г2. ВВ2 В3 В4 В5 В1 Г Г2 Г1 Н Н1
9. Для построения криволинейного участка линии бокового среза необходимо выполнить дополнительные построения. В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба 1 - 1,5 см (точка Г4). Соединить точки Г1, Г4 и Г2 плавной кривой. В1ВВ2 В3 В4 В5 Г2 Г1 Г Г г 4 г 4 г 3 г 3 Н Н1
10. Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1, Н2, который обычно равен 8 – 12 см. Н1 Н2 = …см. Соединить прямой линией точки Н2 и Г2. В В1В2 В3 В4 В5 Г Н1 Г2 Г Н Г1 Н2
11. От точки Н2 вверх по линии Н2 Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н1 Н – точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой, как показано на рисунке. Г2 Г1 Г ВВ1В2 В3 В4 В5 Н1Н Н2 Н3 Н4
12. Отложить от точки В вниз длину спины до талии ВТ. ВТ = Дтс = …см. От точки Т провести горизонтальную линию талии и отметить на ней точки Т1 и Т2. Н Н1 Н2 Н3 Н4 В2 В В3 В4 В5 Г Г1 Г2 Т Т1 Т2
13. От точки Т2 вверх по линии Т2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Т3, а на середине отрезка ТТ1 – точку Т4. Соединить точки Т4 и Т3 плавной кривой, как показано на рисунке. Т3Т4 ТТ2 В2В1 Т1 В В3 В4 В5 Н4 Н3 Н2 Н1 Н Г Г2 Г1
14. Обвести контур чертежа основной сплошной линией. На этом построение основы чертежа закончено.
Вопросы для закрепления Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом? От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа? Чем отличается спинка от полочки?
Литература Технология 7 кл В.Д. Симоненко. Технология (вариант для девочек) «Вентана Граф» Волгоград М.Просвящение 2000 г. В.Д. Симоненко. Поурочные планы 7 кл. «Вентана Граф» Волгоград М.Просвящение 2003 г.
Уварова Таслима Исхаковна – преподаватель технологии МОУ Уральской СОШ