Рабочая программа педагога ДОО В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» разработка и утверждение рабочих программ являются обязанностью дошкольного образовательного учреждения.
Разработка рабочей программы по образовательной области, направлению работы или комплексной рабочей программы группы осуществляется образовательным учреждением на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы, а также парциальных программ, технологий, методик.
Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретной группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. Это именно такой документ, который будучи единым, учитывает индивидуальны особенности каждого воспитанника.
Рабочая программа педагога разрабатывается с целью: построения системы педагогической деятельности обеспечения гарантии качества образования создания условий для практического освоения способов педагогической деятельности обеспечения индивидуального развития детей раскрытия творческого потенциала каждого ребенка
В группах компенсирующей направленности в рабочей программе должен быть рассмотрен механизм адаптации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Рабочая программа – документ, разрабатываемый каждым педагогом или коллективом педагогов образовательного учреждения в целях определения объема, структуры и содержания образовательного процесса. Цель рабочей программы – планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом. Задачи рабочей программы – определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в текущем учебном году.
Рабочая программа выполняет следующие основные функции: нормативную (рабочая программа документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения материала воспитанниками) информационную (позволяет получить представление о содержании, целях, последовательности изучения материала по образовательной области (образовательным областям, направлениям работы) методическую (определяет используемые методы и приемы, образовательные технологии) организационную (определяет основные направления деятельности и взаимодействия педагога, воспитанников, родителей дошкольников, использование средств обучения) планирующую (рабочая программа ориентируется на целевые ориентиры, возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования)
Составитель рабочей программы может самостоятельно произвести следующие действия: составить перечень изучаемых тем, понятий в рамках образовательной области, направления работы, не превышая при этом предельно допустимые нагрузки, рекомендуемые САНПи Ном раскрыть содержание образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО и примерной программе устанавливать последовательность изучения учебного материала корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем примерной программы, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоение материала воспитанниками, с учетом материально- технической базы.
Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение «Рекомендовать к использованию» или «Рекомендовать к утверждению» при последующем издании приказа образовательного учреждения об утверждении рабочих программ. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает срок действия рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь следующую структуру: титульный лист пояснительную записку проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, с ФГОС информационно-методическое обеспечение приложения
В пояснительной записке отражаются следующие моменты: обосновывается актуальность программы описываются теоретические основы программы, и специфика содержания программы указываются возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности образовательного учреждения, особенности региона указываются цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО определяются условия, необходимые для реализации программы раскрываются особенности организации педагогического процесса размещается информация об используемых образовательных технологиях указывается временная продолжительность реализации программы, срок реализации описывается инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.
Раздел «Проектирование образовательного процесса» включает в себя следующие составляющие: комплексно-тематический план с указанием периода времени, необходимого для изучения разделов, тем модель календарного планирования режимы дня для теплого и холодного времени года расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности модель ежедневного плана воспитателя модель планирования прогулки на неделю модель взаимодействия с родителями и другими социальными партнерами
Рабочая программа позволяет добиться полной согласованности перспективного и календарного планирования работы каждого педагога, составить целостную систему работы, если в основе планирования лежат проблемно-ориентированный и программно-целевой подходы. Информационно-методическое обеспечение программы содержит информацию о парциальных программах, специальных методиках, технологиях, методической литературе, наглядных дидактических пособиях, технических средствах обучения.
В приложениях к программе могут быть представлены конспекты занятий, сценарии различных форм образовательной деятельности, описание игр, упражнений, сценарии родительских собраний и мастер-классов для родителей и т.п.
Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их Положением о рабочей программе.