Интеллектуальная игра как средство повышения мотивации при обучении русскому языку в рамках системно- деятельностного подхода
Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Интеллектуальные игры являются средством повышения мотивации мотивы внутренние внешние мотивы осознаваемые неосознаваемые Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставляют его работать. Пробуждать жажду знаний у учеников, вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность – все это возможно только при таком обучении, которое основано на гуманистических началах. Ш. Амонашвили Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования связаны и влияют друг на друга.
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…». В.А. Сухомлинский Значение дидактических (интеллектуальных) игр Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. А.С. Макаренко считал, что как в хорошей картине не должно быть ничего лишнего, так и в удачном комплексе игр не должно быть лишнего, ни недостающего. Дидактические игры – разновидность игр, специально создаваемых педагогами в целях обучения и воспитания детей.
Цель: поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности. Цель и задачи интеллектуальных игр Задачи: совершенствование умственных действий (анализ, синтез, ср-ние, клас ция), т.е. позна-ых УУД развитие образного и логического мышления развитие речи. навыков (умение обосновать свои убеждения, строить простейшие умоз-ния), т.е. коммуняк. УУД формирование умений интеллектуального планирования и прогнозирования, т.е. регулят. УУД Дидактическая задача Игровая задача Игровые действия Правила игры Результат (подведение итогов)
работе учащихся Основные условия проведения игры: 1) наличие у педагога определенных знаний и умений в области дидактических игр; 2) выразительность проведения игры, обеспечивающая интерес детей, желание слушать, участвовать в игре; 3) необходимость включения в игру педагога, который является участником и руководителем игры, выполняя второстепенную роль, незаметно для детей направляя игру в нужное русло; 4) оптимальное сочетание занимательности и обучения, проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность; 5) использование средств и способов, повышающих эмоциональное отношение детей к игре, которую следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач; 6) наличие между педагогом и детьми атмосферы уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания.
Интеллектуальные игры к разделу «Фонетика» Расшифруй фразу Реши три фонетические задачи Укажите слова В обратном порядке Отгадай слово Подумай и ответь Классификация Продолжить ряд Четвертый лишний Пропорции Вывод Дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету
Расшифруй фразу Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмьгый гесрыг, фет гяг, фет гяг,зэлэмьгый гесрыг Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие - звонкими. Буква Л заменяется на Р. Буква М на Н ( и наоборот). Гласные А,У,О изменяют на Я,Ю,Е. Ответ: «Жил был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик». К списку игр
Реши три фонетические задачи В книге «Правильно ли мы говорим?» писатель Борис Николаевич Тимофеев посвящает отдельную небольшую главу скоплениям гласных и согласных, знакомя читателя с некоторыми любопытными примерами. Вот один из них: «- А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой бы стояли рядом девять(!) гласных? - Извольте! -Я знаю ее и ее июльское увлечение…» Верен ли этот пример? К списку игр Ответ: Здесь идут подряд девять гласных букв, но не звуков. Из них шесть передают сочетание с согласным [ i ].
Укажите слова Укажите слова, в которых есть звук [к] Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся. К списку игр
В обратном порядке Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова: яр, люк, сад, лен, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог. Какие новые слова у вас получатся?. К списку игр Ответ: рай, куль, таз, ноль, лоб, краб, муж, суд, шей, ель, куй, тля, пара, ложь, короб.
Отгадай слово Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-ой звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не менее 5 однокоренных слов. Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово у вас получилось? Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову.. К списку игр Ответы: Река; речика, заречиный, речиник, речионка. Лиса Тихо
Подумай и ответь Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба, сгибать? Какой фонетический признак объединяет слова: вдруг, подтянуть, укладка, ферзь? Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово лишнее и почему? К списку игр Ответы: озвончение глухих согласных оглушение звонких согласных. свадьба; оно пишется соответственно с произношением со звонким д, несмотря на слово сватать.
Классифика ция Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Пусть каждый предложит все, какие только придут в голову, способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек; блондинов, шатенов, и брюнетов; отличников, хорошистов и троечников; сидящих у окна и сидящих у стены; любящих математику и любящих литературу и т.п. Важно следить, чтобы классификации были правильными: противопоставлять по одному и тому же признаку (нельзя девочек и отличников). Не должно оставаться элементов, не попавших ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий). Группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя делить на мальчиков и футболистов). Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать своих знакомых. Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено. К списку игр Аналитическая игра - соревнование. Побеждает команда, сумевшая найти больше вариантов.
Продолжить ряд Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить. Вот пример: ряд О, Д, Т …(?) Ответ : Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три…четыре). – Апельсин, банан, виноград…. – Паук, таракан, мышь… – Медведи, сестры, поросята… – Дорога, ремонт, милиция… К списку игр Ответы: груша (следующая буква алфавита) птица или человек (в этом ряду – название животных в порядке уменьшения количества ног) например, мушкетеры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения). фары (это слово начинается с фа, продолжая музыкальный ряд дорога, ремонт, милиция, и одновременно относится к тематике ряда)
Четвертый лишний В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ. Например, печка, свечка, утка, овечка. Ответ : утка (остальные рифмуются). Ворота, чернила, столы, ножницы. Ответ : столы (остальные не имеют единственного числа). крик, кричать, квакать, кукарекать золото, ураган, молоко, болото лебедь, воробей, ворона, попугай рыба, рак, угорь, скорпион уши, головы, ноги, плечи ночь, дочь, рожь, мышь К списку игр Ответы: Крик (имя существительное) Ураган (не содержит полногласных сочетаний) Ворона (остальные мужского рода) Угорь (остальные слова дали названия созвездиям Зодиака) Головы (остальные слова называют парные предметы) Рожь (в отличие от прочих не имеет множественного числа)
Пропорции Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между ее членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Классический пример – пропорция птица/рыба = самолет/?. Слева члены пропорции природные, справа – сделанные человеком; вверху летают. Внизу плавают. Ответ: подводная лодка ( корабль не подходит – решение должно плавать под водой). Пропорции могут строиться на самых разных соотношениях. Пример грамматической пропорции: делать/сделать = говорить/?. Ответ : сказать. Забавный пример: пожар/пожарник = ?/дворник. Правильно двор, если пропорция словообразовательная, и мусор, если семантическая, смысловая. Баллы присуждаются как за решения, так и за создание новых пропорций. Можно усложнить игру: выбрать тему, к которой должны иметь отношение все задания (например, «Литература»), или допускать к игре только пропорции с двумя неизвестными. К списку игр рысь/кошка = ?/собака (волк) лампа/свет = ?/звук (магнитофон или радио) ластик/рисунок = время/? (воспоминания) казак/казак = арап /? (пара – слова прочитаны справа налево) музыка/ноты = речиь/? (буквы) пол/потолок = стена/? (стена) лицо/портрет = природа/? (пейзаж) пожарник/? = дворник/метла (вода) тигр/4 = ?/8 (паук – по количеству ног) провода/электричество = ?/кровь (сосуды) машина/мотор = человек/? (сердце) дом/крыша = человек/? (шапка) верблюд/горб = пеликан /? (клюв) капля/море = слово/? (текст) дождь/снег = осень/? (зима)
работе учащихся Дидактические игры положительно влияют на повышение интереса к русскому языку. Интеллектуальные игры предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями, создают ситуацию успеха для слабых учеников. Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности. Положительно дидактические игры влияют на развитие мышления, памяти, внимания, речии, воображения. Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к русскому языку, способствует более качественному усвоению знаний, обеспечивают формирование и развитие коммунякативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенции.