Хайрулина Е. Г., учитель информатики МКОУ - СОШ 4 мастер - класс « Решение основных типов задач по теме « Ветвление на языке Паскаль »»
2 Цель : Продолжить формирование навыков решения основных типов задач по информатике в форме тестирования. Задачи : Обобщить и систематизировать знания учителей информатики по теме : « Программирование на языке Паскаль ». Оказать помощь в эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ 3
ОПИСАНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ 4 Пример : Var num: integer; Имя блока памяти – это последовательность букв и / или цифр, начинающаяся с буквы. Имя может содержать и знак подчеркивания : _ Блок памяти вместе с именем называют еще « переменной » или « идентификатором » Зарезервированные слова : Program, begin, end, var, integer
Типы описания переменных 5 Integer – для целых чисел в диапазоне от до Byte - для целых чисел в диапазоне от 0 до 255 Word - для целых чисел в диапазоне от 0 до Real – для вещественных чисел Char – для хранения одного символа String – для строк текста, содержащих не более 255 символов
ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ 6 Оператор присваивания предназначен для указания компьютеру ЗАПИСИ ДАННЫХ В КОНКРЕТНЫЙ БЛОК ПАМЯТИ. Запись данных в память Целые числа : 345, Вещественные числа : a) b) число 1, может быть записано 1.23 е +12 Строки заключены в апострофы : Какой чудесный был пирог. Я от него … 2+2=5
пример 7 Program example 1; { заголовок программы } Var num: integer; { резервирование блока памяти для хранения целого числа } Day: bate; { резервирование блока памяти для хранения целого числа от 0 до 255} Name: string; { резервирование блока памяти для хранения строки до 255 символов } Begin Num:=355; { запись в блок num числа 355} Day:=31; { запись в блок day числа 31} Name:=Скорпион; { запись в блок name слова « Скорпион »} end.
ПРОСТЕЙШИЕ КОМАНДЫ ВВОДА И ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ 8 Вывод информации : Write ( ); или Writeln ( ); Например ( А :=3, В :=15): Write (А, Как дела?, В+А); На экране дисплея выведется : 3 Как дела ? 18
пример 9
Простейшие команды ввода и вывода информации 10 R:= ; Ввод информации : Read ( ); или Readln ( );
АЛФАВИТ ЯЗЫКА 11 Символы, используемые в идентификаторах ; Разделители ; Специальные символы ; Неиспользуемые символы.
ИДЕНТИФИКАТОРЫ 12 Идентификатор ( имя любого объекта программы ) - это последовательность латинских букв, цифр и символа подчеркивания, начинающаяся с буквы. В качестве букв можно использовать латинские строчные и прописные буквы : A, B, C, D, …,Z и a,b, c,d, …, z. Символ подчеркивания тоже считается буквой, поэтому он может располагаться в любом месте идентификатора Идентификаторы FILENAME, filename и FileName – это одно и тоже Примеры : My_name Squre_1 His_family999 Squre_2_House
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ 13 Знаки пунктуации Знаки операций (+ - * /, not, div, mod) Зарезервированные слова (begin, end, if)
ОПЕРАЦИИ 14 Логические операции Операции отношения Арифметические операции
СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ 15
Алгоритмические структуры : условный оператор 16 Если то ; или Если то иначе IF THEN ELSE
пример 17
Сложные условия 18
Проверка правильности выполнения заданий ЕГЭ 19 Задание 1 B:=4; C:=1 4<3 нет C:=2*4-1 (C:=7) C:=(7-3)/4 (C:=1) Ответ: C:=1 Задание 2 X:=3 3>2 да Y:=3+1 (Y:=4) Z:=4+2*3 (Z:=10) Z:=10-(3+4) Ответ: Z:=3
Список литературы Долинер Л. И. основы программирования на языке Паскаль : практикум. Екатеринбург : Ин - т разв. рег. обр. Свердл. Обл., – 122 с. 2. ЕГЭ Информатика. Тренировочные задания / Н. Н. Самылкина, Е. М. Островская. – М. : Эксмо, – 208 с.