Урок русского языка. 8 класс Тема «Составное именное сказуемое»
Орфографическая минутка Лес – это наш прекрасный сад. Он помогает человеку сохранить влагу в почве. Ранней осенью звенят в лесу птичьи голоса. Скоро птицы начнут собираться в стаи. Птицы – незаменимые помощники в борьбе за урожай.
Но люблю тебя Родина ккроткая () А (за) что – разг__дать (не) м__гу. В__села тв__я рад__сть к__кроткая (С) громко__й песн__й в__мной (на) лугу. С.А. Есенин
Но люблю тебя, Родина ккроткая ! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость кокроткая С громкоой песней вемной на лугу. С.А. Есенин
Кроткий – незлобивый, ангельский, всепрощающий Короткий – непродолжительный, краткий
Паронимы (от греч. para – рядом, возле + onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по значению
Составное именное сказуемое Цели: познакомиться с составным именным сказуемым; знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.
Составное именное сказуемое = вспомогательный глагол + именная часть
глагол быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Молодой человек весёлый. ======= Вспомогательный глагол:
глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться Девочка казалась весёлой. =============
Вспомогательный глагол: глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть Она сидела задумчивая. ==============
Выделите предикативную основу. Укажите вид сказуемого. Это была наша новая учительница. Марина была уже здесь. Юрий будет хорошим спортсменом. Он будет делать уроки. У Елизаветы был чудный кот.
Выделите предикативную основу. Укажите вид сказуемого. была учительница (сост. им. сказ.) была (пр. глаг. сказ.) будет спортсменом (сост. им. сказ.) будет делать (пр. глаг. сказ.) был чудный (сост. им. сказ.)
Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого 1. Это был трудный путь. 2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи. 3. «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик. 4. Туфли мне впору. 5. Правда светлее солнца. 6. Да ты кто? 7. На таком заводе два инженера – капля в море.
Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого 1. Именем существительным 2. Кратким прилагательным 3. Именем числительным 4. Наречием 5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного 6. Местоимением 7. Фразеологизмом
Правда светлее 2 солнца.
Выполните синтаксический разбор предложения На таком заводе два инженера – капля в море 4.
Капля в море Кот наплакал Раз – два и обчелся По пальцам можно пересчитать
Капля в море Куры не клюют Хоть отбавляй Хоть пруд пруди
Виды сказуемого Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив Составное именное сказуемое = вспомогательный глагол + именная часть
«Третий лишний» 1. А) Лес помогает человеку сохранить влагу в почве. Б) Скоро птицы начнут собираться в стаи. В) Особенно хороши леса ранней осенью.
«Третий лишний» 1. А) Лес помогает человеку сохранить влагу в почве. Б) Скоро птицы начнут собираться в стаи. В) Особенно хороши леса ранней осенью.
«Третий лишний» 1. В (составное именное сказуемое)
«Третий лишний» 1. А) Мама стала волноваться за меня. Б) Оксона любила покрасоваться. В) Анна Викторовна была хороша.
«Третий лишний» 2. А) Мы будем выступать послезавтра. Б) Вдруг соловей перестал петь. В) Я начал зачитываться Буниным.
«Третий лишний» 3. А) Доказательство теоремы было правильным. Б) Размышления мои были не очень приятны. В) Я готов был с вами согласиться.
Правильные ответы 1. В (составное именное сказуемое) 2. А (простое глагольное сказуемое) 3. В (составное глагольное сказуемое)
Домашнее задание: Я часто брёл по безд__рож__ю 2, Но если, чистое тая 3, Хр__нил в ладонях искру бош__ю, То это – Родина моя 5. На свете всё (не)бе(с,з)коне__но – От ок__она до руч__я, Но если что (то) в мир__ веч__но 3, То это – Родина м__я. Меня (не) стан__т, со__нце встан__т, И будут люди и з__моя, И если кто меня вспомянь__т, То это – Родина м__я. Е.Евтушенко
Домашнее задание: Графически объяснить орфограммы. Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых. Выполнить указанные виды разбора. § 21, материал справочника.