ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ учителя начальных классов Коммунального учреждения «Лутугинская специализированная школа І –ІІІ ступеней Лутугинского района Луганской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
Advertisements

Навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач. видеть проблемы выдвигать гипотезы задавать вопросы.
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
РМО учителей технологии Формирование познавательного интереса и творческой активности через проектную деятельность.
Основные этапы работы над проектом «От идеи до реализации»
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
СемьяШкола Другие взрос- лые Соци- альная среда СМИ Телеви- дение КнигиДрузья.
Метод проектов Старикова Н.А., учитель математики МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа 1 им. Е.С. Белинского.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Из опыта работы Филиппова Елена Анатольевна. проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное.
Метод проектов ГУО «Смолевичская районная гимназия» Учитель математики Е.И.Навицкая.
Этапы работы методом проекта Выполнила учитель начальных классов МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа Гаманина Г.Н., 2009 год 2009 год.
«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Захарова Анна Модестовна учитель начальных классов МОУ «Руэмская средняя общеобразовательная.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.. Метод проектов – это организационная модель образовательной деятельности, позволяющая учащимся изучать самые сложные.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Транксрипт:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ учителя начальных классов Коммунального учреждения «Лутугинская специализированная школа І –ІІІ ступеней Лутугинского района Луганской области» Винник Татьяны Николаевны

Тема самообразования «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей»

Цель работы состоит в том, чтобы: осветить цели и задачи проектного обучения; раскрыть классификацию учебных проектов, виды презентации проектов; рассмотреть структуру и методику метода проектов; описать формы работы на уроках.

Актуальность: «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев

Актуальность избранной темы заключается в следующем: дать нужное направление творческому мышлению учащихся; стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия; дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы.

Задачи: Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме; Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы; Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели; Изучить теоретические основы новой технологии; Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов; Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе; Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность; Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

Метод проектов Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно- познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Основной тезис современного понимания метода проектов «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить»

Использование метода проектов в учебной деятельности Слово «проект» (в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание. Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел, план (С.И. Ожегов). Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы. Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершённая работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии обобщённым алгоритмом проектирования : от идеи до её воплощения в реальность.

Метод проектов – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за результаты своей работы.

Из истории 20-е годы ХХ века, США Метод проекта – метод проблем, «обучение посредством делания» Дж. Дьюи (американский философ, педагог) – В.Х. Килпатрик (ученик) 1905 г. – С.Т. Шацкий, Россия 1931 г. – метод осуждён Идея: Организация обучения через целесообразную деятельность ученика с учётом его интересов в конкретном знании – личная заинтересованность.

Концептуальные положения теории Джона Дьюи Ребёнок повторяет путь всего человечества в познании, проходя все стадии развития. Усвоение знаний есть спонтанный, не управляемый, не до конца изученный процесс. Ребёнок усваивает материал не просто слушая и смотря, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь. Цели применения метода проектов: Научить обучающегося: Сотрудничать; Приобретать знания самостоятельно; Систематизировать полученную информацию; Пользоваться приобретёнными знаниями для решения конкретных задач; Работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли; Пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций; Делать выводы и заключения; Получить эффективный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.

Зачем? Учителю – не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. Ученику – возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности. Приложить свои знания, принести пользу в своей группе и показать публично достигнутый результат.

Метод учебных проектов В основу метода проектов положена идея о направленности учебно - познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности. На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов.

Навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач. Выдвигать гипотезы Задавать вопросы наблюдать классифицировать Давать определение понятиям Доказывать и защищать свои идеи Делать выводы Видеть проблемы

Формируемые умения и навыки учащихся Проводить анализ успешности и результативности решения проблемы Демонстрировать найденное решение Анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом Демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку целей и задач проекта Кратко, полно и лаконично (10 – 12 мин) рассказать о проекте Анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения

Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4. Результатом работы над проектом является продукт. 5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, ка наиболее приемлемое средство решения проблемы. Проект – это «пять П» Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт - Презентация

Учебный проект Целе- полагание Цель проекта Зачем? (мы делаем проект ) Методы и способы проекта Как? (мы это можем делать) Задачи проекта Что? (для чего Мы это делаем) Актуальность проблемы – мотивация Проблема проекта Почему? (это важно) Выбор способов и методов планирования Постановка задач Ожидаемый результат Результат что получится? (как решение проблемы)

Типы проектов Исследовательские – хорошо продуманная структура; обозначение целей, актуальности для каждого участника; социальная значимость, продуманные методы. Творческие – не имеют детально проработанной структуры, она развивается в процессе работы, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Приключенческие, игровые… Информационные … Практико – ориентированные – с чёткой ориентацией на социальные интересы…

Выбор тематики проекта Определяется педагогом по предмету; в соответствии с потребностями обучающихся; с учётом учебной ситуации; с учётом способностей обучающихся. Предлагается ученикам исходя из собственных интересов детей.

ЭТАПЫ РАБОТЫ І этап Погружение в проект ІІ этап Организация деятельности ІІІ этап Осуществление деятельности ІV этап Презентация результатов Учитель формулирует: проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи. Учащиеся осуществляют: вживание в ситуацию; принятие, уточнение и конкретизация целей и задач Учитель Организует деятельность учащихся организовывает группы; планирует деятельность учащихся; предлагает возможные формы презентации. Учащиеся Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задачи; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности; взаимооценка деятельности. Учитель не участвует, но: контролирует учащихся; при необходимости даёт новые знания; репетирует презентацию. Учащиеся Осуществляют: разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор форм и презентации проекта. Учитель Принимает отчёт : обобщает полученные результаты; оценивает умение общаться, слушать, обосновывает своё мнение; умение работать в группе на общий результат. Учащиеся работают активно и самостоятельно консультируются; «добывают» недостающие знания; подготавливают презентацию.

Классификация проектов по различным основаниям Основания для классификации Виды проектов Содержание проекта Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета) Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов) Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу) Включённость проектов в учебные планы Текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определённого учебного материала) Продолжительност ь выполнения проекта Краткосрочные (разработан на нескольких уроках) Среднесрочные (от недели до месяца) Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев) Количество участников проекта Я-проекты (внутри большого проекта или индивидуальная работа) Групп-проекты (принимают участие в работе сформированные группы) Класс-проекты (принимает участие весь класс) Территориальный признак Внутренние или региональные проекты (внутри одной школы, между школами (классами) внутрирегиона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети)) Международные проекты (с участием представителей разных стран)

Оформление проектной папки Паспорт проекта Планы выполнения проекта Промежуточные отчёты группы Результаты исследований и анализа Записи всех идей, гипотез и решений Краткое описание всех проблем Эскизы, чертежи, наброски продукта Материалы и презентации (сценарий) Другие рабочие материалы и черновики

Виды презентаций проектов Деловая игра Реклама Телепередача Путешествие Экскурсия Демонстрация видеофильмов Ролевая игра Инсценировка события Научная конференция Спектакль Научный доклад Иллюстрация фактов, событий Игра с залом Диалог исторических и литературных героев

Результат Главный результат проектной или исследовательской деятельности с обучающимися – формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Урок в режиме проектного обучения Этапы работы методом проектов: Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Вывод: Таким образом, можно повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности.