1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
2 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?». 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания). 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
3 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель – обучить самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми.
4 Немного теории Из каких этапов состоит проблемно- диалогический урок? 2) Выдвижение версий. 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 3) Актуализация имеющихся знаний. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. 4) Составление плана решения проблемы.
5 Немного теории: проблемная ситуация понятия Типы нового знания, которые дети могут открыть сами Приемы создания проблемной ситуации закономерностиправила, алгоритмы Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д.! (Приемы 1– 3 по Мельниковой) Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.) (Приемы 4 – 6 по Мельниковой) чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика
6 Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений Учитель подводит учеников к мысли: Путешествовать в прошлое нельзя – это сказка! 3 класс, Окружающий мир – обществознание Учитель подводит учеников к противоположной мысли: Путешествовать в прошлое можно! Сравните два утверждения – в чем противоречие? Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как можно путешествовать в прошлое? РЕШЕНИЕ: Через сохранившиеся памятники культуры.
7 Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? Учебник «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: 3/4 или 3/8 ? Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения). Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ.
8 Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Мама спросила Петю, как у тебя дела в школе? Учебник «Русский язык», 4 класс Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать предложение, которое он читает вслух. На доске появляется несколько вариантов записи: Мама спросила Петю как у тебя дела в школе. Посмотрите на записи и сравните со своими. Вас что-то удивляет? (осознание затруднения) Какие вопросы у вас возникают? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как называются такие предложения и как они оформляются на письме? РЕШЕНИЕ: Это предложения с прямой речью, на письме они оформляются так…
9 Немного теории: виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - В меньшей степени развивает творчество и инициативу
Структура проблемного урока ЦельЭтапы урока Творческая деятельность учащихся ЗНАНИЕЗНАНИЕ введение постановка проблемы – вопрос, тема урока поиск решения – открытие нового знания воспроизведение выражение решения – в доступной форме реализация продукта – предъявляется классу
Классификация методов обучения МетодыПроблемныеТради- цион- ные классическиесокращенные Постановк а проблемы Сообщени е проблемы учителем от проблем- ной ситуации Постановка проблемы учениками от проблемно й ситуации Побужда- ющий диалог от проблемной ситуации Подво- дящий к теме диалог Сообщение темы с мотивиру- ющим приемом Сообще- ние темы Поиск решения Сообщени е гипотез, проверка учителем Выдвиже- ние, проверка гипотез учениками Побужда- ющий к гипотезам и проверке диалог Подво- дящий от проблем ы диалог Подводя- щий без проблемы диалог Сообще- ние знания
Общие выводы 1. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно- диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения. 2. Методы – это способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде. 3. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны. 4. При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.
Список литературы 1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, с. 2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс С. 144– Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, С. 75– Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, С. 272– ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Сборник материалов в помощь дошкольным педагогам, учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образования, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений. Москва,БАЛАСС, Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Е.Л. Мельникова, О.В. Чиндилова