АВТОР ЛЕКЦИОННОГО КУРСА КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК ЗИМА ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Учебная дисциплина > (презентация для бакалавров).
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр
Соотношение знания и веры.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия : учебник для вузов. - М., 2008, С. 4-27, Введение в философию: учебник для вузов / под ред. И.Т. Фролова.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Выполнила ученица 11 «А» класса Дарвиши Лили. Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой.
ФИЛОСОФИЯ Предмет и функции философии. Гете – немецкий поэт и естествоиспытатель ( ) «Тот, кто духом не проникнет, В толщу трех тысячелетий, К.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Введение в философию науки Философия науки как прикладная философия.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
1. Понятие и этапы развития науки 2. Характерные черты науки 3. Отличие науки от других отраслей культуры 4. Функции науки.
Транксрипт:

АВТОР ЛЕКЦИОННОГО КУРСА КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК ЗИМА ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ

1. ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 2. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ 3. ПРЕДМЕТ И СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА : ФИЛОСОФИИ И НАУКИ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ

Дать ответ на этот вопрос не очень просто, поэтому лучше говорить о некоторых существенных признаках, характерных для нее.

Философия – одна из форм освоения действительности человеком ( наряду с наукой и религией ), которая характеризуется рядом особенностей.

Термин « освоение действительности » означает, что человек, существуя в мире, не только его познает, но и стремится объяснить этот мир как целое, чтобы найти свое место в нем. Такой целостный взгляд на мир, характерный для любого человека, вне зависимости от его культурного и интеллектуального уровня, называется мировоззрением. Философия – это одна из форм мировоззрения.

Автором термина « философия » считается древнегреческий мыслитель Пифагор. Философия в переводе с греческого означает любомудрие, то есть любовь к мудрости.

Мудрец считает, что он уже обладает знанием, что у него готов ответ на любой вопрос. Философ, наоборот, не считает себя мудрецом, а только стремится к мудрости, которая достигается в процессе познания.

Наукой в собственном смысле мы будем называть то, что относится к естествознанию, к естественным наукам : физике, химии, биологии. В широком смысле наукой мы будем называть отдельную область знания, которая характеризуется двумя основными признаками : 1. Наличием предмета познания 2. Наличием собственных « инструментов » познания

Философия отличается от естествознания предметом познания и « инструментами » познания. В этом смысле философия отличается от физики, химии, биологии и не может считаться наукой. Но в широком смысле, как отвечающая второму критерию, то есть обладающая собственным предметом и « инструментами » познания, философию можно называть наукой.

НАУКАФИЛОСОФИЯ 1. Предмет познания : материальный мир. 2. « Инструмент » познания : чувственный опыт. 1. Предмет познания : умопостигаемый ( идеальный ) мир. 2. « Инструмент » познания : мышление ( разум ).

Вопрос о том, какое знание, научное или философское, является более истинным, более достоверным, сам является некорректным. Научное знание является не единственной формой знания. Более того, оно не может претендовать на то, чтобы рассуждать о любых проблемах, но только о тех, которые могут быть экспериментально проверены ! Поэтому нельзя сказать, что философия это ненаучное знание. Философия – это вненаучное знание.

Наряду с чувственным опытом, источником знаний человека о мире является мышление. Мышление оперирует понятиями, которые : 1. Являются именами вещей ( вещью в философии принято называть не только материальные предметы, но и любой самостоятельно выделяемый предмет нашего познания ). 2. Позволяют выразить своеобразие вещи, путем выявления ее сходства и отличия от других вещей. Понятия по своей природе принадлежат к сфере умопостигаемого или идеального.

Все понятия можно условно разделить на две группы : 1. Понятия, которые обозначают вещи, принадлежащие к материальному миру. 2. Понятия, которые либо обозначают категории, то есть универсальные формы опыта человеческого восприятия мира ( причина, следствие, закономерность, случайность, количество, строение и т. п.) и осмысления мира ( познание, мышление, сущность, бытие, добро, зло, свобода, Бог ), либо выражают некоторые проблемы, имеющие предельный и объективный характер, но не имеющие однозначного ответа ( вопросы о смысле жизни, о происхождении вселенной, о месте человека в мире и т. п.).

Своеобразие понятий, принадлежащих ко второй группе в том, что они, хотя и представляются человеку вполне реальными и определяющими его восприятие мира, не даны человеку в непосредственном чувственном опыте, а « усматриваются » только умом. Эти понятия и составляют умопостигаемый мир и являются предметом философского познания.

Наличие двух миров – материального и идеального – приводит к проблеме их взаимного соотношения, которая получила название « основного вопроса философии ».

С некоторыми оговорками, всех философов в зависимости от того, как они решали « основной вопрос философии », можно разделить на две группы. Первых принято называть материалистами, вторых идеалистами. Материалисты считают, что материальная реальность является единственной объективной ( то есть существующей независимо от человека ) реальностью, а идеальная реальность существует только в сознании и мышлении человека, являясь не более, чем образом объективной реальности. Идеалисты считают, что идеальное существует также объективно, как и материальное, просто « увидеть » его можно только умом, а не чувствами.

Материализм и идеализм являются в равной степени возможными взглядами. Возможность сосуществования разных подходов к решению философских проблем – еще одна отличительная черта философии. Очень часто взгляды более поздних философов не отменяют взглядов более ранних, а, скорее, вносят новые оттенки в понимание проблемы. Поэтому и философские проблемы принято называть « вечными вопросами », а мысли даже древних авторов нельзя считать утратившими актуальности и по сей день. В этом смысле философия всегда, в отличие от естествознания, имеет авторский характер. Поэтому часто говорят, что история философия является способом существования самой философии.

Есть ли еще что - то, при помощи чего человек познает мир, кроме чувственного опыта и мышления ? На этот вопрос мы можем ответить вполне положительно. Таким источником познания является вера.

Вера бывает двух видов : религиозная и нерелигиозная. Сейчас мы ведем речь о второй.

Далеко не все, что мы склонны считать само собой разумеющемся, мы на самом деле можем доказать эмпирически или обосновать рационально. Мы в этот просто верим. Верим, что наступит завтрашний день и поэтому сегодня живем заботами завтрашнего дня. Верим учебникам и учителям, верим родителям, не сомневаемся в существовании самого мира. Ученый верит, что все в мире познаваемо. Человечество верит в прогресс. Кто - то верит в то, что Бог существует, а кто - то верит, что Его нет.

Но что такое вера ? Если мы задумаемся, то окажется, что вера – это всегда некоторый выбор между определенными ( осознаваемыми или нет ) альтернативами. Существенной стороной этого выбора является та оценка, которую мы даем одной из альтернатив, и, следовательно, наш выбор имеет ценностное измерение. На что надо обратить здесь внимание ? Оценка дается и выбор совершается даже в том случае, если мы не можем привести никаких эмпирических или рациональных аргументов в пользу нашего выбора. Более того, выбор может нами совершаться даже вопреки этим аргументам.

Выбор подразумевает свободу. Критерием выбора оказываются ценности. Следовательно, человек – это не только разумное, но и свободное и ценностно - ориентированное существо. Единственное свободное существо в мире !

Феномен человеческой свободы и ценностей, как критериев, которыми человек руководствуется в своем выборе ( ибо если реальность существует объективно, то и выбор всегда является не просто свободным, но и должен быть ответственным, то есть правильным или неправильным ), неизбежно приводит к вопросу о том, существуют ли закономерности в сфере свободы и ценностей ? То есть, являются ли ценности ( прежде всего ценности нравственные ) только ценностями индивидуальными ( субъективными ) или имеют объективный характер ?

Ответ на этот вопрос также может быть различным. Но проблема существования в мире свободы, а также добра и зла является вполне объективной. Более того, свобода, как измерение бытия, обнаруживается только у человека, что и дает основание целому ряду мыслителей считать человека не просто частью природы, но в большей степени существом, отличающимся от остальной природы, существом сверх природным. Свобода в этом случае рассматривается как измерение сверх природного бытия, то есть Бога, который и является источником и гарантом законов в сфере свободы.

Феномен религиозной веры возникает там, где вопрос об объективных законах в сфере свободы решается положительно. Однако, религия не есть спор о существовании Бога. Этим просто верующий человек отличается от философа. Философ все готов поставить под сомнение, а верующий воспринимает религиозные истины, не подвергая их сомнению. Его цель – другая, и лежит она в нравственной плоскости. Религиозная вера – это познавательное средство, которое позволяет человеку совершать правильный с его точки зрения выбор ценностей, различать добро и зло, стремясь к первому и избегая второго. В этом смысле религиозно верующий человек ничем не отличается от ученого, который верит в познаваемость и закономерное устройство мира ( а равно и в то, что ничего недоступного чувственному познанию не существует ) и от философа, который не сомневается только в том, что подсказывает ему разум. Поэтому религия и оказывается одной из форм освоения действительности.

Философия имеет свои достоинства и недостатки

Философия в определенном смысле занимает « царствующее » положение среди других форм познания. 1. Она размышляет о предметах, о которых размышляют и они : о Боге, о природе. 2. Она размышляет о самом познании, его разновидностях, пределах, критериях и в этом смысле способна сказать, что представляет собой сама наука и где границы ее компетентности. Философия размышляет о науке, являясь для нее методологией.

Часто философия, так же как и наука, пытается неоправданно претендовать на « всезнание », преувеличивая роль и возможности разума в познании и в объяснении мира. Думать так – заблуждение, поскольку мы видели, что наряду с разумом, в познании огромная роль принадлежит ценностным предпосылкам, и рационализм ( вера в разум ) является не более, чем ценностной установкой.

Как и любая наука, имеющая многовековую историю развития, философия постепенно разделилась на несколько основных дисциплин, каждая из которых преимущественно сосредоточивается на изучении тех или иных объектов и проблем.

ОНТОЛОГИЯ раздел философии, изучающий бытие.

ГНОСЕОЛОГИЯ раздел философии, изучающий познание

АНТРОПОЛОГИЯ раздел философии, изучающий человека

ЭТИКА раздел философии, изучающий нравственность

АКСИОЛОГИЯ раздел философии, изучающий ценности

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ изучает общество