Отражение языческого мировоззрения в фольклоре Выполнила Шабай Злата ученица 7 класса МБОУ Лицея г.Бирска
В мифах, в языческом веровании, традициях и обычаях народов заложены духовные ценности, понимание смысла жизни, основы их жизненной философии.
Центральное место в культуре древних славян занимало язычество, возникшее в глубокой древности.
Язычество совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов; народная религия.
Языческая культура, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла прибежище в фольклоре.
Солнце, месяц и звезды были первыми божествами древних славян.
Солнце получило на народном языке наименования: бога, солнца - царя или князя, солнца божьего, чада божьего, солнца праведного, солнца красного, солнца светлого и пресветлого.
Существует предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белому свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.
Важнейшие обряды происходили у реки, с которой были связаны русалки-берегини и священное дерево береза.
Большое количество заговоров либо начиналось с обращения к Матери-Сырой земле, либо она была участницей заговорного события.
Вера в лешего возникла у древних славян в период заселения ими лесных пространств как выражение суеверного страха перед дремучим лесом.
Водяной – образ в народных поверьях, представлявшийся в виде старика, обитающего в омутах рек у мельниц или в колодцах.
Домовой – в религиозных верованиях славянских и некоторых других народов «дух», живущий в доме.
В русском фольклоре сохранились следы языческого обожествления и разных растений (березы, дуба, злаков и проч.)
А также сохранились культы животных, птиц, рыб (медведь, лось, орел, кукушка, петух, щука и др.)
Люди наделяли лягушек, черепах, змей волей, разумом, душой, чувствами, ставили выше себя, приписывали им особое могущество и сверхъестественные свойства.
На это указывает и сказочный сюжет о царевне-лягушке, сбрасывающей кожу: сбрасывание кожи символизировало бессмертие, вечность.
В. Я. Пропп связал происхождение Бабы-яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов.
Лес – постоянный «аксессуар» Яги. Этот лес дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный.
Кощей – божество подземного царства. Символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы.
Красавица выведывает у Кощея секрет его смерти и рассказывает об этом герою, который собирается ее освободить. Поединок всегда заканчивается победой над Кощеем и гибелью его царства.
Среди фольклорных сюжетов к язычеству обычно относят и былины, такие как о Святогоре, Потыке, Вольге (Волхе), Микуле.
Великан – персонаж славянской мифологии, встречается в преданиях и легендах. В славянских преданиях рассказывается о том, что великаны были первыми жителями на земле.
Основные жанры устного народного творчества связаны именно с языческим прошлым русского народа.
Спасибо за внимание!