1 Модель образования Минобрнауки России июнь, 2008
2
3
4 Акценты модернизации 90 ые годы – реформы для «образов отелей» год – качество, доступность, эффективность – образование как непререкаемое общественное благо год – обсуждение идеи непрерывного образования С 2006 года – массовое освоение проектной деятельности
5 Изменения в законодательстве
6 Основные законы 1. Закон о введении Единого государственного экзамена 2. Закон о новой структуре образовательного стандарта 3. Закон об интеграции науки и образования 4. Закон об участии работодателей в разработке ГОС 5. Закон об уровневом образовании 6. Законы об автономных учреждениях и целевом капитале 7. Закон о возможности введения статусов ректор/президент 8. Закон о системе оценки качества образования 9. Законопроект о дополнительном профессиональном образовании 10. Законопроект об административной ответственности
7 Проектные механизмы управления: схема отбора Экспертные институты Ассоц. экспертов Профсоюз Попечители Выпускники Работодатели Молодежные организации Родители и т.д. Оператор Совет Оцененные заявки 3 заявка 1 – 5,3 Ззаявка 2 – 7,8 … Ззаявка L – 6,5 Критерии Участия Отбора заявитель 1 заявитель 3 заявитель 2 заявительN Квота 1 2 … K K+1 … N Федеральный мониторинг Семинары в Федеральных округах
8 Внедрение формульного финансирования Инновационные школы, лучшие учителя Школьные автобусы Учебное оборудование, регионы, внедряющие КПМО Классное руководство
9 Зарплата учителей высшей категории
10 Возможности: две логики Предоставление и (или) Закрепление
11 Старые характеристики в старой модели 1. Человек должен соответствовать рынку труда 2.«Обратная связь» нужна лишь для помощи и контроля над системой образования 3. Базовые уровни образования должны быть сориентированы только на фундаментальные знания 4. Дополнительное образование или как система досуга или как отраслевая повинность
12 Новые характеристики в новой модели 1. Человек сам выбирает свой образовательный и профессиональный путь и надо сделать так, чтобы этот выбор был всегда возможен 2. Необходима «система обратной связи» 3. Базовые уровни образования должны быть сориентированы на тенденции построения инновационной экономики 4. Непрерывное образование будет везде
13 Участие в непрерывном образовании
14 Проектные задачи – новые возможности Логика предоставления возможностей: возможности, которые еще не предоставлялись и институционализация реализованных возможностей 1. Всем матерям предоставить возможность профессиональной деятельности, а детям вместе играть 2. Всем детям в школах предоставить возможность выбирать разные типы деятельности, в том числе насыщенную образовательную среду в подростковом возрасте 3. Всем студентам предоставить возможность увязать получаемую квалификацию с успехами в профессиональной деятельности (Всем студентам предоставить возможность принимать участие в исследованиях и выбирать траекторию собственного профессионального пути)
15 Дошкольное образование - 1 Возможности ходить в клубы с детьми до трех лет: -Образовательные программы для клубной работы -Диверсификация должностей -Специальные субсидии на осуществление клубной деятельности -Описание соответствующих условий в стандартах
16 Позитивные эффекты – дошкольное образование
17 Дошкольное образование - 2 Обязательное образование в старшем дошкольном возрасте как уже реализованная возможность: - Обязательность освоения образовательных программ детей с 5-6 лет – изменение в закон - Определение организаций, способных реализовывать такие образовательные программы – ДС, УДО, СОШ и пр. - Специальные субсидии на реализацию таких образовательных программ - Изменения стандартов – требования к структуре программ и условиям
18 Общее образование - 1 Выбор школы согласно возрасту: -Нормативное и программное обеспечение школ ступеней обучения -Особые условия образовательной деятельности, включая архитектуру и дизайн -Субсидирование программ возрастного обновления региональной сети -Общественное продвижение школ ступеней обучения -Проектирование отдельных специфик школ ступеней обучения, включая профподготовку в старшей школе
19 Общее образование - 2 Институционализация внеучебных достижений учащихся: -Оценка учителей в стимулирующей части оплаты труда -Институциализация портфолио и запись в аттестате «Участие в школьной жизни» -Прием в вузы с вниманием к внеучебным достижениям (кружки технического творчества, достижения в спорте и художественной самодеятельности)
20 Профессиональное образование 1. Распространение программ прикладного бакалавриата в учреждениях СПО и ВПО: -разработка стандартов -аккредитация программ 2. Направленность стандартов на способности освоить конкретные квалификации: - создание центров сертификации (гранты) -обновление программ подготовки 3. Налоговое стимулирование работодателей при их участии в подготовке кадров, обучение на предприятиях
21 Высшее образование 1. Уровневые программы – расширение бакалавриата и магистратуры 2.Кредитно-модульные программы: -мобильность студентов (гранты) -мобильность преподавателей (гранты) 3. Дифференциация и развитие сети университетов: -Национальное достояние -Федеральные университеты -Исследовательские вузы -Иные университеты и институты, в том числе педагогические вузы
22 Общесистемные механизмы Содержание: - Компетентностные и квалификационные стандарты - Общедоступные ресурсы и сервисы -Продвижение инновационных технологий - Широкомасштабное повышение квалификации работников образования Финансирование и управление: - Персонифицированные, подушевые и конкурсные механизмы финансирования - Новые организационно-правовые формы и целевой капитал для разных уровней образования - Институты общественного участия в управлении и публичные отчеты - Интегрированный законодательный акт «Об образовании»
23 М С НПО ШКОЛА Б СПО А ДПО ШКОЛА С Б М А НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Структура системы образования
24 Требуемые ресурсы 2004 – 2006 г.: 10 млрд. 50 млрд – 2020 г.: 50 млрд. от 250 млрд. до 1 трлн. руб. 4,6 - 5,5% ВВП