Организация проектной деятельности
Преимущество метода проектов Метод проектов – это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащиеся ставят и решают собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проект Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Преимущества 1. Дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой. 2. Успешно интегрируется в образовательный процесс. 3. Обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу и друг другу. 4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь друг другу, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
Метод проектов формирует компетенции 1. Умение понимать поставленную задачу. 2. Умение планировать конечный результат работы и представлять его. 3. Умение планировать действия, т.е. распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. 4. Умение вносить коррективы в ранее принятые решения. 5. Умение обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования. 6. Умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно. 7. Умение составлять схемы необходимых расчетов, технологические карты. 8. Умение оценивать результаты выполненного. 9. Умение защищать свой проект.
Этапы работы над проектом 1. Поисковый (выбор темы, анализ имеющейся информации, определение и анализ проблемы) 2. Аналитический (постановка целей, задач, анализ рисков, составление плана реализации проекта, анализ ресурсов, сбор и изучение информации) 3. Практический (выполнение плана работ, текущий контроль) 4. Презентационный (предварительная оценка продукта, планирование презентации и подготовка презентационных материалов, презентация продукта) 5. Контрольный (анализ результатов выполнения проектов, оценка продукта)
Взаимодействие педагога и воспитанника Роль педагога (помощник)– консультирует, мотивирует, наблюдает. Роль воспитанника (активный участник)– выбирает (принимает решение), выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает.
Проектная деятельность по ступеням 1. Начальная школа – осуществляется на занятиях, в свободной самостоятельной работе, во внеурочное время (совместные проекты всего объединения, совместно с родителями, индивидуальные) 2. Основная школа – проекты носят творческий характер. Метод проектов дает возможность накапливать опыт самостоятельно, опыт становится для ребенка движущей силой. 3. Старшая ступень – носит исследовательский прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам социальной направленности.
Проектное обучение во внеурочной деятельности Факультативы Кружки Элективные курсы Свободная самостоятельная деятельность Подростковые клубы
Организация проектной деятельности требует: Грамотный научно обоснованный подход. Формирования определенной среды. Подготовка кадров.
Условия для реализации проектов Нормативно-правовое обеспечение Материально-техническое обеспечение Учебно-методическое обеспечение Информационное обеспечение Кадровое обеспечение Организационное обеспечение
Особенности проектов 1. Прикладной проект 2. Информационный проект 3. Исследовательский проект 4. Творческий проект
Паспорт проекта Методический паспорт – это схема методического описания учебного проекта. 1. Название проекта 2. Фамилия, имя, отчество разработчика 3. Название образовательного учреждения 4. Год разработки проекта 5. Опыт использования (степень распространения) – проводился 1 раз в одной группе - в нескольких группах - в других учреждениях 6. Проблема проекта 7. Цель проекта 8. Задачи проекта – этапы, способы решения
9. Форма организации детей: - Индивидуальная работа - парная работа - групповая работа 10. Ведущая деятельность: - Поисковый - Исследовательский - Творческий - Другое 11. Сфера применения результатов: - Экологический - Краеведческий - Лингвистический - Социологический - Культурологический - Шоу-бизнес - другое
12. Используемые технологии – мультимедиа, театрализация, бумагопластика, лоскутная мозаика, другое. 13. Форма продуктов проектной деятельности: - веб сайт - Видео фильм - Газета, журнал - Стендовый доклад - Мультимедийная презентация - Другое 14. Способ объединения результатов на презентации: - Мозаика - Конференция - Конкурс - Состязание - Концерт - Мероприятие - другое
15. Класс или возраст детей 16. Количество участников 17. Состав участников: - индивидуальный - Одноклассный - Разновозрастной 18. Темы учебно-тематического плана 19. Время работы - Краткосрочный - Средней продолжительности - Долгосрочный 20. Цели обучения развития воспитания 21. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений 22. Приращение в ЗУН и специфических умениях 23. Режим работы (организационная форма): - Урочный - Внеурочный - Урочно – внеурочный - внешкольный
24. Техническое оснащение 25. Учебно-методическое оснащение 26. Информационное оснащение 27. Кадровое оснащение – дополнительно привлекаемые специалисты