Художественные особенности орнаментального искусства народов Дальнего Востока.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Искусство из глубины веков. Мировоззрение народов Приамурья тесно связано с природой. Она присутствует во всем: в верованиях, быте, искусстве.
Advertisements

Тайны нанайского орнамента. Нанайцы (гольды) Самоназвание – «нанай» местный, здешний человек, или просто люди земли.
У КРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ С ЕВЕРА. Декоративное творчество с элементами художественного конструирования.
Народы России. Нанайцы. Нанайцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока Хабаровского края, проживающий по берегам Амура и его притоков.
УРОК ИРК 8 класс. Каждому человеку известен термин «декоративное искусство». Все прекрасно понимают, что декоративное означает красивое, а именно то,
Из истории развития декоративно – прикладного искусства. Один из самых распространенных видов народного искусства. Аппликацию выполняли из кожи, меха,
Материал подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ «Ильинская СОШ» Жулейкина Ирина Валерьевна.
Материал подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ «Ильинская СОШ» Жулейкина Ирина Валерьевна.
Волшебные пальчики Кружок по декоративному рисованию в 3-х классах Руководитель: Гудкова Л.Ю.
Чему нас может научить декоративно – прикладное искусство народов Севера? Мне надо узнать! Чему оно может научить меня? Что такое искусство? Что такое.
Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом.
Выполнила: Учитель технологии первой квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского.
Аннотация 1. И зготовление изделий из меха в эвенкийском стиле. 2. О сипова Антонида Павловна Баунтовский эвенкийский район ГОУ Багдаринская эвенкийская.
МАСТЕР - КЛАСС 2012 – 2013 СТУДИИ «ГОРОД МАСТЕРОВ» на тему «АППЛИКАЦИИ ИЗ ТКАНИ» (ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО) 2 Б КЛАСС КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ГАЛИУЛЛИНА.
Это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Э то узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. (от.
МОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов.
Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов.
ТЕХНОЛОГИЯ 4 класс « Начальная школа 21 века» МБОУ « СОШ 2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области» Учитель: Макеева О.П.
Открытый урок Тема: Национальный адыгейский костюм. Подготовила учитель технологии Энемской СОШ 25 Минакова В.В.
Аппликация и вышивка на одежде алтайцев, самобытность и высокие художественные достоинства алтайских национальных орнаментов привлекли наше внимание.
Транксрипт:

Художественные особенности орнаментального искусства народов Дальнего Востока

Орнамент - не просто декоративное оформление, это - древняя знаковая система, концентрирующая в себе широкие знания всех предшествующих поколений о мире и обществе, универсальный кодированный язык, позволяющий общаться во времени и пространстве людям разных поколений и даже эпох. Слово "орнамент" имеет латинское происхождение, и переводится как "украшение". Орнаментом называют узор, с повторяющимися в определённом порядке рисунками.

Три гипотезы причин его происхождения технологическая магическая эстетическая.

Этапы: 1) вв. - свидетельства русских путешественников, землепроходцев и исследователей амурских народов (Р.К.Маак, А.Ф.Миддендорф, Л.И.Шренк), а также материалы китайских летописей; Р.К.Маак А.Ф.Миддендорф Л.И.Шренк

2) конец 19 - первая треть 20 века - попытка осмысления и анализа орнамента аборигенов Амура на основе научных изысканий (И.А.Лопатин, Л.Я. Штернберг, Б.Лауфер ); Л.Я. Штернберг

3) середина 20 века - новые открытия археологической и этнографической науки, позволившие глубже проникнуть в тайну происхождения и семантики орнаментальных форм (А.П.Окладников, С. В.Иванов). С. В.Иванов А.П.Окладников

Декоративное искусство аборигенов Дальнего Востока подразделялось на женское и мужское. Женщины занимались обработкой изделий из рыбьей кожи, меха, шкур, тканей, волокон растений, а также из бересты (слайд). Мужчины обрабатывали металл, дерево, кость, камень. Причиной такой специализации могла быть разница между социальным положением мужчины и женщины, сложившейся еще в родовом обществе

Ульчские женские халаты в основном однотипны с нанайскими и орнаментированы вьющимся спирально-ленточным орнаментом. Ульчский халат из рыбьей кожи

Халаты нанайцев «нагружены» орнаментом в большей степени, чем нивхские. Иногда орнамент из геометрических, зооморфных и растительных мотивов, занимал основное поле халата.

Ковры делались из сатина и ситца в технике аппликации и вышивки. Сначала вышивались отдельные фрагменты, затем все детали собирались в единое целое законченный ковер. Для нанайских ковров характерна техника аппликации с плотно расположенным орнаментом. Узор полностью накладывался на основной фон, составляя законченную композицию.

На ульчских коврах расположение узоров свободное, фрагменты узора симметричные, не связанные между собой или соединенные частично. К композиции ульчских ковров близки ковры нивхов.

Занимаясь шитьем теплой одеж­ды и обуви из меха, женщины стремились сделать их не только прочными и удобными, но и красивыми. Подбирая из разных по цвету кусочков меха узоры, они воплощали в орнаментах мечту о летнем солнце.

Береста у народов Приамурья занимала большое место в жизни. В коробках из березовой коры хранили одежду, ткани, а берестяных туесках- муку, крупу, топленый жир и ягоды. Из бересты делали и ведра, ковши, чаши и блюда для пищи.

Другая разновидность народного ремесла - плетение блюд и коробок из камыша самого разного диаметра занимало также большое место в женском искусстве.

История народов Дальнего Востока, их жизнь и быт в веках были осмыслены декоративным искусством. В нем сотворение красоты и гармонии. Это частичка общей культуры человечества требует дальнейшего углубленного изучения. Народ жив, пока жива его культура.