Художественные особенности орнаментального искусства народов Дальнего Востока
Орнамент - не просто декоративное оформление, это - древняя знаковая система, концентрирующая в себе широкие знания всех предшествующих поколений о мире и обществе, универсальный кодированный язык, позволяющий общаться во времени и пространстве людям разных поколений и даже эпох. Слово "орнамент" имеет латинское происхождение, и переводится как "украшение". Орнаментом называют узор, с повторяющимися в определённом порядке рисунками.
Три гипотезы причин его происхождения технологическая магическая эстетическая.
Этапы: 1) вв. - свидетельства русских путешественников, землепроходцев и исследователей амурских народов (Р.К.Маак, А.Ф.Миддендорф, Л.И.Шренк), а также материалы китайских летописей; Р.К.Маак А.Ф.Миддендорф Л.И.Шренк
2) конец 19 - первая треть 20 века - попытка осмысления и анализа орнамента аборигенов Амура на основе научных изысканий (И.А.Лопатин, Л.Я. Штернберг, Б.Лауфер ); Л.Я. Штернберг
3) середина 20 века - новые открытия археологической и этнографической науки, позволившие глубже проникнуть в тайну происхождения и семантики орнаментальных форм (А.П.Окладников, С. В.Иванов). С. В.Иванов А.П.Окладников
Декоративное искусство аборигенов Дальнего Востока подразделялось на женское и мужское. Женщины занимались обработкой изделий из рыбьей кожи, меха, шкур, тканей, волокон растений, а также из бересты (слайд). Мужчины обрабатывали металл, дерево, кость, камень. Причиной такой специализации могла быть разница между социальным положением мужчины и женщины, сложившейся еще в родовом обществе
Ульчские женские халаты в основном однотипны с нанайскими и орнаментированы вьющимся спирально-ленточным орнаментом. Ульчский халат из рыбьей кожи
Халаты нанайцев «нагружены» орнаментом в большей степени, чем нивхские. Иногда орнамент из геометрических, зооморфных и растительных мотивов, занимал основное поле халата.
Ковры делались из сатина и ситца в технике аппликации и вышивки. Сначала вышивались отдельные фрагменты, затем все детали собирались в единое целое законченный ковер. Для нанайских ковров характерна техника аппликации с плотно расположенным орнаментом. Узор полностью накладывался на основной фон, составляя законченную композицию.
На ульчских коврах расположение узоров свободное, фрагменты узора симметричные, не связанные между собой или соединенные частично. К композиции ульчских ковров близки ковры нивхов.
Занимаясь шитьем теплой одежды и обуви из меха, женщины стремились сделать их не только прочными и удобными, но и красивыми. Подбирая из разных по цвету кусочков меха узоры, они воплощали в орнаментах мечту о летнем солнце.
Береста у народов Приамурья занимала большое место в жизни. В коробках из березовой коры хранили одежду, ткани, а берестяных туесках- муку, крупу, топленый жир и ягоды. Из бересты делали и ведра, ковши, чаши и блюда для пищи.
Другая разновидность народного ремесла - плетение блюд и коробок из камыша самого разного диаметра занимало также большое место в женском искусстве.
История народов Дальнего Востока, их жизнь и быт в веках были осмыслены декоративным искусством. В нем сотворение красоты и гармонии. Это частичка общей культуры человечества требует дальнейшего углубленного изучения. Народ жив, пока жива его культура.