Реализация индивидуального подхода в обучении Подготовила: учитель начальных классов Сотникова Людмила Васильевна
В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца.
Сегодня начальное образование призвано решать главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, т.е. систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Чтобы умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, обеспечить качественное образование, учителю необходимо сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по-новому, чтобы быть в ногу со временем, перестроить свою работу под те требования, которые предъявляет время.
Новые стандарты ставят перед учителем новые цели и задачи. Поэтому учитель должен учиться быть успешным в современном развивающемся обществе, осознавать, что каждый ребёнок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в развитии. Кроме того, в соответствии требованиям нового стандарта, учителю предстоит освоить современную технику и образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы для ступени.
Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные). Деятельность учеников станет интереснее и разнообразнее.
1 группа – учащиеся со слабой подготовленностью к школе, с недостаточной сформированностью психических процессов. Они нуждаются в постоянном внимании. 2 группа – достаточно подготовленные учащиеся к школе, владеют основным обязательным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется помощь при обобщении изученного. 3 группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.
Моя цель как учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствуют введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых. Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, по вариантам и др.) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах.
Цели: 1. Восполнить пробел в знаниях какого- либо ученика (в этом случае задание индивидуальное); 2. Подготовить учащихся к изучению нового учебного материала; 3. Оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (можно дать карточку, включающую справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы); 4. Расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.
Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. Цель индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей притвориться в жизнь. Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие, что я и стараются осуществлять на своих уроках!