Ольга Николаевна Кленикова Ольга Николаевна Учитель математики МБОУ СОШ с.Каменское, Елецкого района Липецкой области
В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ
Побережье неизвестности
Цели урока 1. Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби 2. Развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, внимание, уверенность в себе.
Что такое доля? Доля – каждая из равных частей единицы. Так как апельсин разделили на 5 равных частей (долей), то каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина».
Как записывают доли? Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой Пишут:
Что показывает число под чертой? Число под чертой показывает на сколько равных частей (долей) разделили единицу Например: Единицу разделили на 5 равных частей (долей)
Половина. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра… Разделили единицу на 2 части – половина. Долю называют половиной.
Треть. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на 3 части – треть. Долю называют третью.
Четверть. Если единицу разделили на 4 части, то получается или по другому говорят четверть.
Как называются другие доли? А если разделить единицу на пять частей, то получится «пятерть», на шесть – «шестерть»? Чтобы называть доли пользуются словами «пятая», «шестая»
Выполни задания. Прочитайте доли Как по-другому можно назвать доли Четверть Треть Половина
Обыкновенная дробь. Записи вида называют обыкновенными дробями … Числитель дроби Черта дроби (дробная черта) Знаменатель дроби
Назовите числитель и знаменатель каждой дроби Выполни задание.
При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода, отвечает на вопрос СКОЛЬКО? (одна, две, восемь и т.д.), знаменатель – порядковое числительное, отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ? (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых.
Что показывают числитель и знаменатель дроби? Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.
Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби? Выполни задания. Например,
Бухта дробей
ЗАДАНИЕ 1 Запишите в виде обыкновенной дроби. 1. Две седьмых 2. Четыре девятых 3. Одна сотая 4. Шесть восьмых 5. Три двадцать пятых 6. Половина ; ; ; ; ;.
Подводное царство фигур
Назовите какая часть фигуры закрашена?
Какую долю квадрата составляет выделенная часть?
ЗАДАНИЕ 2 Закрасьте карандашом нужную часть фигуры 1. Закрасьте фигуры 2. Закрасьте фигуры 3. Закрасьте фигуры
РЕШЕНИЕ 1. Закрасьте фигуры 2. Закрасьте фигуры 3. Закрасьте фигуры
А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонись ты вправо, влево Упражненье делай смело! Вниз потянемся, пройдёмся, И на место вновь вернёмся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ШТОРМ ЧИСЛОВЫХ ЗАДАЧ
ЗАДАНИЕ 3 Задача Расстояние до острова сокровищ 5 км 400 м. Корабль проплыл всего пути. Найдите расстояние, которое проплыл корабль?
РЕШЕНИЕ 5 км 400 м = 5400 м 5400 : 6 · 1 = 900 (м) – проплыл корабль ОТВЕТ: корабль проплыл 900 м
ИСТОРИЧЕСКИЙ ВОДОПАД
ДРОБИ В ДРЕВНОСТИ ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ КИТАЙ НА РУСИ - полтина; - пятина; - треть; - ведьмина; - четь; - десятина.
Я И НА Н З
Карта сокровищ
ЗАДАНИЕ 4 1. Записи вида называют обыкновенными дробями 2. Числитель дроби стоит над чертой. 3. Знаменатель дроби стоит под чертой. 4. Знаменатель показывает, на сколько равных частей делят. 5. Числитель означает, сколько равных частей взято Восстанови записи
Домашнее задание П. 23, выполнить задание на карточке Задание 1 Закрасьте нужную часть фигуры. 1. Закрасьте фигуры 3. Закрасьтефигуры 2. Закрасьте 4. Закрасьтефигуры Задание 2 Запишите с помощью дробей, какая часть фигуры (задание 1) осталась не закрашенной Задание 3 Решите задачу. В поисках сокровищ ученики путешествовали 45 минут. На решение задач они потратили часть всего урока. Сколько минут ученики решали задачи?
ПЕСЕНКА ПРО ДРОБИ Дроби всякие нужны, Дроби разные важны. Дробь учи, Тогда сверкнёт тебе удача. Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет лёгкой даже трудная задача.
ПЕСЕНКА ПРО ДРОБИ Дроби всякие нужны, Дроби разные важны. Дробь учи, Тогда сверкнёт тебе удача. Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет лёгкой даже трудная задача.
– я удовлетворён уроком, он был полезным, я много и с пользой работал, много нового узнал. – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не нужно, к ответам на уроке я не был готов. Золотая монета Серебряная монета
СПАСИБО ЗА УРОК!