Цель урока : формировать навык анализа стихотворения ; развивать умение выразительного чтения, внимательное отношение к слову ; воспитывать уважительное отношение к природе, чувство сопричастности к окружающему. Тема урока : Родная земля в стихотворении Н. И. Рыленкова « Все в тающей дымке …»
Куда ни посмотришь - родные, Открытые сердцу края. Я весь пред тобою, Россия, Судьба моя, совесть моя…
Себя не ломал я, изменчивой моде в угоду, И скажет при случае наших краев старожил : Он был однолюб, прославляя родную природу, Он славил Отчизну и в это Всю душу вложил
Всё в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки.
Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора.
Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.
И ровный шум лесов сосновых, И деревенек тишину, И нив широкие размеры... Храм божий на горе мелькнул И детски чистым чувством веры Внезапно на душу пахнул. Нет отрицанья, нет сомненья, И шепчет голос неземной : Лови минуту умиленья, Войди с открытой головой ! Как ни тепло чужое море, Как ни красна чужая даль, Не ей поправить наше горе, Размыкать русскую печаль ! Всё рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор... Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор ! Я твой. Пусть ропот укоризны За мною по пятам бежал, Не небесам чужой отчизны - Я песни родине слагал ! И ныне жадно поверяю Мечту любимую мою И в умиленье посылаю Всему привет... Я узнаю Суровость рек, всегда готовых С грозою выдержать войну,
Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение. Сделать иллюстрацию к стихотворению. Самостоятельно прочитать рассказы и сказки К. Г. Паустовского (« Приглашаем в библиотеку » – с.257) – подготовить сообщения ( индивидуальные задания ).