Комплексная программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди обучающихся
Цели и задачи антинаркотического воспитания Одна из актуальнейших проблем, ждущих своего решения, разработка системы взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Цель взаимодействия Воспитание социально-компетентной личности, способной адекватно воспринимать самого себя, других людей, социальную ситуацию.
Педагогам необходимо выявить темы программы по предмету, при изучении которых целесообразно сообщать информацию о наркотиках или проводить убеждающие тренинги; составлять и накапливать методические разработки проведения уроков по предмету (биологии, химии, литературе, ОБЖ, обществознанию, истории, экологии и др.); использовать активные формы организации урока; разрабатывать и использовать различные формы проведения внеклассных мероприятий; создавать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочной работе с учащимися.
выявлять учащихся «группы риска», анализировать особенности их семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планировать индивидуальную работу; уметь определять отношение учащихся к алкоголю и наркотикам и в соответствии с этим планировать воспитательную работу в классе; проводить работу по организации содержательного досуга, развитию коммуникативных навыков, обучению поведения в стрессовых ситуациях; проводить практикумы по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций, по отработке важнейших для подростка социальных умений: принятия решения, совладения со стрессами, способности тактично сказать «нет» даже близкому человеку по принципиальным соображениям и т.п.
Родителям необходимо иметь психолого-педагогические знания о влиянии психологического и духовного климата в семье на формирование личности подростка, о необходимости организации свободного времени, интересов, дружеского общения ребенка; ознакомиться с негативными последствиями употребления психоактивных веществ; научиться определять по внешним признакам состояние наркотического опьянения; ознакомиться с возможными механизмами вовлечения подростков в наркотические группы; научиться правильной стратегии поведения в ситуации наркотического (алкогольного) опьянения подростка.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО АКТИВНОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ В ШКОЛЕ Первое направление - разработка комплексных образовательных программ, ориентированных на формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровому образу жизни. Второе направление – ориентировано на предупреждение употребления психоактивных веществ.
Третье направление - разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ - тренингов для обучающихся. Четвертое направление - программы- тренинги для специалистов образовательного учреждения. Это направление активной профилактической антинаркотической работы ориентировано прежде всего на обучение методам первичной профилактики педагогического состава школы и учителей-лидеров.
ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКТИВНОЙ ПЕРВИЧНОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить, что является активной профилактической антинаркотической работой в школе. целевое комплексное воздействие осуществляется при личностном, семейном и социальном (школа, общество) взаимодействии (формирование и развитие социальной системы профилактики употребления психоактивных веществ и социальной поддержки на основе совместной работы специалистов, общественных объединений (группы родительской поддержки) и волонтеров, осуществляющих активную профилактику в школе.
программа уделяет основное внимание формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также развитие у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков. в программе отдельно представлен аспект подготовки, специалистов в области профилактики употребления психоактивных веществ из числа педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования а также родителей.
Предполагаемые результаты Уменьшение факторов риска противоправного, антисоциального, отклоняющегося поведения, уровня тревожности и агрессивности несовершеннолетних. Формирование привычки здорового образа жизни и положительной направленности личности подростков. Развитие профессиональной педагогической и общественной (волонтерской) сети профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Выработка нового гуманистического подхода к взаимодействию с детьми и родителями. Овладение подростками жизненно важными навыкам.
В результате проведения системы совместных учебных и воспитательных мероприятий у подростков должны сформироваться ценностные отношения к себе и своему здоровью, внутренние установки на сознательный отказ от употребления наркотических веществ, умение решать жизненные проблемы социально-позитивным путем
Содержание программы I Блок Учебно тематический план 1-4 классы вариант 2 «Волшебная страна чувств» Учебно-тематический план 5-8-й класс Учебно-тематический план 9-11-й классы
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «МОИ ВЫБОР» ТемаЦельЧасы 1Вводное занятие. «Человек свободного общества» Ответственность. Свобода. Выбор. Жененные ценности в свободном обществе. Взаимодействие и взаимозависимость в обществе 1 2Занятие 1. «Учимся строить отношения» Соглашение. Правило. Конфликт. Компромисс. Взаимоотношения между родителями и детьми. Коллективный и индивидуальный выбор. 2 3Занятие 2. «Мое здоровье» Здоровье. Здоровый образ жизни. Вредные привычки. 2 4Занятие 3. «Преступление и наказание, или Цена скейборда» Преступление. Умысел. Уголовная ответственность. Кража. Грабеж. Наказание. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Противостояние давлению. 2 5Занятие 4. «Я и политика» Политика. Политическая активность. Гражданская позиция. Выборы. Права избирателей. Политическое участие. 2 6Занятие 5. «Четвертая власть» СМИ в современном мире. Их влияние на формирование установок и мировоззрения личности. Как научиться относиться критически к сообщениям СМИ. 2 7Итоговое занятие. «Свобода и ответственность - выбор XXI века» Выбор и повседневная жизнь человека. Неотделимость свободы и ответственности. Манифест свободного человека. Итоги и выводы. 1 8Общее количество часов по курсу12
II блок Программа «Защити себя сам» информационно-образовательная нравственно-правовой тематики по разделам «Подросток», «Родитель», «Педагог» (действует в школе с 2000г.)
III блок Информационные выпуски школьной службы педагогической поддержки IV блок Методическое обеспечение
V блок Волонтерская община школы «Город Альтруистов» Подростковое правозащитное информационно- просветительское бюро «Первые шаги» (действует с 2000 г.)