Учитель русского языка и литературы высшей категории, Отличник народного образования, Заслуженный учитель России Саженина Тамара Егоровна Материалы по подготовке учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по литературе в форме ЕГЭ. Презентация 2: «Художественные системы в литературе»
( Методы, направления, течения) Совпадение и соответствие программно-творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателей. 17-нач. 19 века Классицизм Вторая половина 18 века Сентиментализм Конец 18-первая половина 19 века Романтизм 19 – 20 века Реализм Конец век Модернизм Конец 20 -начало 21 века Постмодернизм Вторая половина 20 –нач. 21 века Авангардизм
1. Обращение к образцам и формам античности как к идеалу. 2. Принцип рационализма. Культ разума. 3. Строгое соблюдение правил, законов к построению художественного произведения. 4. Соблюдение в драме единства времени, места и действия 5. Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений. 6. Обращение к общественной проблематике. 7. Утверждение идей просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности. Однозначность подачи человеческого характера. 8. Идеализация положительного героя. Представители классицизма в России: А.Д.Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В.Ломоносов, В.П.Сумароков, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин
1. Решение воспитательных задач посредством воздействия на чувства читателя. 2. Культ естественных чувств. 3. Признание добродетели как природного свойства человека. 4. Способность к состраданию как черта идеального человека. 5. Обращение к повседневности и интерес к сельской теме. 6. Создание идиллической картины действительности. Культ природы. 7. Раскрытие богатого духовного мира простолюдина. 8. Внимание к внутреннему миру человека. Представители сентиментализма в России: А.Н.Радищев (отдельные черты творчества), В.А.Жуковский (раннее творчество), Н.М. Карамзин
1. Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному. 2. Задача не воссоздания, пересоздания действительности. 3. Изображение исключительного характера в необычной обстановке. 4. Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека. 5. Утверждение человеческой индивидуальности. 6. Смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного. 7. Трагический разлад между мечтой и действительностью. 8. Признание недостижимости идеала. 9. Романтическое двоемирие. 10. Утверждение романтических ценностей: свобода, борьба, любовь, природа. Представители: В.А. Жуковский, А. С.Пушкин (раннее творчество), М.Ю. Лермонтов
Реализм может определять разные явления, объединённые понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа», как начальный этап развития критического реализма в 19 веке, реализм веков, «социалистический реализм» 1. Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности. 2. Правдивое отражение мира, широкий охват действительности. 3. Историзм 4. Отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира. 5. Отражение связи человека и среды. 6. Типизация характеров и обстоятельств. Писатели-реалисты: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, И.А. Гончаров, Н.А.Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой
Модернизм Задача создания иной художественной культуры, способной привести человечество к духовному возрождению. Попытка построения эстетической гармонии путём искусственного обеднения картин жизни. Отражение кризисного сознания: изоляция человека от окружающего мира, замкнутость, отчуждённость, разрыв духовного опыта личности с жизнью общества, абсурдность человеческого существования. Изображение человека жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу. Поиск новых форм выражения сокровенного мира личности. Установка на многообразие субъективных интерпретаций бытия. В русской поэзии серебряного века модернизм представлен рядом течений: символизм, акмеизм, футуризм, а также рядом поэтов, не примкнувших к какой-либо поэтической школе. Писатели-модернисты: Ф.Сологуб, Л.Андреев.
Авангардизм Экспериментальные, новаторские поиски. Отказ от традиции, от классических норм изобразительности, от осознанных целей. Субъективизм, стремление к новизне форм, выразительных средств, стремление «выразить невыразимое» Обращённость в будущее. Создание произведений «искусства для искусства». Культ случайного. Авангардные направления: -кубизм, -экспрессионизм, -абстракционизм ( стремление не отражать действительность, а творить собственную реальность) -сюрреализм, -«поток сознания», -«новый роман».