Предлагаемый курс физики для основной школы создан на кафедре теории и методики обучения физики физического факультета МПГУ
Учебники отличает: чёткое, лаконичное изложение материала, чёткое, лаконичное изложение материала, разнообразие заданий, разнообразие заданий, большое количество экспериментальных работ. большое количество экспериментальных работ.
В комплект входят: методическое пособие методическое пособие рабочая тетрадь к каждому учебнику, содержащая систему индивидуальных заданий по физике для самостоятельной работы на уроке и дома рабочая тетрадь к каждому учебнику, содержащая систему индивидуальных заданий по физике для самостоятельной работы на уроке и дома интерактивные приложения на CD-ROM. интерактивные приложения на CD-ROM.
В основу курса помимо классических дидактических принципов (целостность, систематичность и последовательность, вариативность и т.д.) положены также частно – методические (генерализация, гуманитаризация, спиральность как сочетание цикличности и ступенчатости, интеграция и т. д.).
В соответствии с принципом целостности курс построен так, что уже в основной школе учащиеся получают знания обо всех классах физических явлений, у них формируются представления и о классической, и о современной физике. Соответственно курс является логически завершенным и позволяет сформировать первоначальные статистические и квантовые представления, а также представления о границах применимости классических теорий.
В соответствии с принципом систематичности и последовательности в содержании курса учитывается подготовка учащихся, полученная при изучении курса естествознания.
В соответствии с принципом вариативности учащийся имеет возможность выбрать собственную траекторию изучения курса. Для этого предусмотрена уровневая дифференциация. И в программе и в учебниках заложены два уровня изучения материала: обязательный, соответствующий минимуму содержания основного общего образования, и повышенный.
Предполагается, что учитель объясняет наряду с основным материал повышенного уровня, но проверку знаний осуществляет дифференцированно. Это позволяет использовать учебник не только в общеобразовательных школах, но и в гимназиях. К материалу 2-го уровня относятся: 1. Вывод некоторых формул (формула линзы); 2. Технические применения (вогнутые зеркала, волоконная оптика); 3. Исторические сведения; 4. Вопросы истории физики; 5. Материал, который требует хорошей математической подготовки и развитого абстрактного мышления; 6. Прикладной материал.
В соответствии с принципом генерализации обычно материал каждого курса физики группируется вокруг стержневых идей и понятий. Анализ особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся подросткового возраста показывает целесообразность группировки материала не вокруг фундаментальных физических теорий, а вокруг фундаментальных понятий (энергия, взаимодействие, вещество, поле). При этом предусматривается постепенный переход от эмпирического уровня познания к теоретическому.
В соответствии с принципом гуманитаризации в содержание курса включен материал, позволяющий осмыслить связь развития физики с развитием общества, исторический материал, материал мировоззренческого и экологического характера.
В соответствии с принципом спирального построения курс реализован таким образом, что к изучению механики и электричества учащиеся обращаются дважды на разных уровнях в соответствии с их математической подготовкой и познавательными возможностями.
В соответствии с идеей интеграции к физическому материалу добавлен астрономический.
Курс начинается с введения методологического характера. В нем: Даётся представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро-, мегамире, физические свойства тел и вещества). Даётся представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро-, мегамире, физические свойства тел и вещества). Рассматривают экспериментальный и теоретический методы изучения физических явлений, связь между ними, логика познания, структурные элементы физического знания (понятия, величины, законы, теории). Рассматривают экспериментальный и теоретический методы изучения физических явлений, связь между ними, логика познания, структурные элементы физического знания (понятия, величины, законы, теории). Усвоение материала обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и естествознанию. Усвоение материала обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и естествознанию. Учащиеся знакомятся с предметом астрономии и методами астрономических исследований, что также демонстрирует тесную связь этих наук. Учащиеся знакомятся с предметом астрономии и методами астрономических исследований, что также демонстрирует тесную связь этих наук.
Учебники рекомендованы Министерством образования РФ.
КУРС ФИЗИКИ 7 КЛАССА ВВЕДЕНИЕ ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ КУРСА ФИЗИКИ 8-ГО КЛАССА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА Механические свойства газов, жидкостей и твёрдых тел Тепловые явления Гидро- и аэростатика Тепловые явления Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел Механические свойства твёрдых тел Изменение агрегатных состояний вещества
ВТОРАЯ ЧАСТЬ КУРСА ФИЗИКИ 8-ГО КЛАССА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Строение атома Электростатические явления Электрические явления
КУРС ФИЗИКИ 9-ГО КЛАССА МЕХАНИКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Законы механики Механические волны колебания и Электромагнитные колебания и волны Эволюция квантовой механики Вселенная
Курс носит экспериментальный характер, большое внимание уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам, которые учащиеся могут выполнять как в школе, так и дома. Лабораторные работы дифференцированы: часть обязательна для всех, а часть выполняется теми, кто изучает курс на повышенном уровне.
В каждом классе предусмотрены дополнительные темы, которые изучаются при успешном усвоении основного материала и наличии времени. Они подобраны так, чтобы обобщать знания учащихся, либо всесторонне изучая одну тему, либо рассматривая избранные вопросы из разных тем. В каждом классе предусмотрены дополнительные темы, которые изучаются при успешном усвоении основного материала и наличии времени. Они подобраны так, чтобы обобщать знания учащихся, либо всесторонне изучая одну тему, либо рассматривая избранные вопросы из разных тем. Учитель может предложить и свои темы. Дополнительные темы дифференцированы по уровням. Например, тема «Оптические приборы и их применение» изучается всеми учащимися, темы «Свет и цвет в природе», «Зрительные иллюзии» - подготовленными, нам высшем уровне. Учитель может предложить и свои темы. Дополнительные темы дифференцированы по уровням. Например, тема «Оптические приборы и их применение» изучается всеми учащимися, темы «Свет и цвет в природе», «Зрительные иллюзии» - подготовленными, нам высшем уровне.
Курс построен так, что его можно модифицировать на 3 часа в неделю. что его можно модифицировать на 3 часа в неделю.
Положительные стороны учебника «Физика». Авторы проф.Н.С. Пурышева, проф. Н.Е. Важеевская Распределение материала соответствует возрастным особенностям учащихся, так как описываемые явления наиболее легко наблюдаемы. Распределение материала соответствует возрастным особенностям учащихся, так как описываемые явления наиболее легко наблюдаемы. Деление параграфов на пункты. Деление параграфов на пункты. Развивающие задания – экспериментальные, задания с использованием дополнительной литературы. Развивающие задания – экспериментальные, задания с использованием дополнительной литературы. Разноуровневый материал и задачи. Разноуровневый материал и задачи. Новые термины, определения и формулы выделены жирным шрифтом. Новые термины, определения и формулы выделены жирным шрифтом. В тексте параграфов даны примеры решения оформления задач. В тексте параграфов даны примеры решения оформления задач. Обобщающий материал в конце каждой темы представлены в виде структурно – логических схем, таблиц. Обобщающий материал в конце каждой темы представлены в виде структурно – логических схем, таблиц. В параграфах отражено практическое применение физических законов, явлений. В параграфах отражено практическое применение физических законов, явлений. Лабораторные работы размещены в конце изучения материала, что позволяет учащимся не искать, а быстро ориентироваться в предложенном материале. Лабораторные работы размещены в конце изучения материала, что позволяет учащимся не искать, а быстро ориентироваться в предложенном материале.