1 ПРАВИЛА и ИНСТИТУТЫ Тема 2
2 Правила и права В НИЭТ правила – это общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида или группы людей при взаимодействии их с другими индивидами или группами. Правила, формирующие институт, имеют смысл только тогда, когда они применяются более чем к одному человеку. Поэтому любой институт определяется через правила, но не всякие правила могут рассматриваться как институты. Права определяются как набор разрешенных или незапрещенных действий и рассматриваются как продукт правил. Правила определяют набор прав, которым может обладать тот или иной индивид (или группа). Однако имеет место и обратный процесс: права более высокого порядка определяют правила более низкого порядка. «ПРАВИЛА – ПРАВА – ПОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ».
3 Классификация правил по Д. Норту 1) конституционные (или политические) правила, фиксирующие иерархическую структуру государства, определяют структуру принятия решений и в явной форме отмечают, как осуществляется контроль за перечнем вопросов, подлежащих решению; 2) экономические правила, являющиеся основой возникновения прав собственности, имеют своим продуктом не только права, но и обязанности, поскольку в процессе взаимодействия одни агенты должны соблюдать права других; 3) правила контрактации, определяющие способы, порядок и условия заключения и реализации контрактов. Экономическими называются правила, определяющие формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются или конкурируют. Экономические правила – условие возникновения абсолютных прав собственности, т.е. прав, определенных безотносительно конкретных соглашений между отдельными агентами. Контракты - это правила, структурирующие обмен между агентами на основе спецификации обмениваемых прав и взятых на себя обязательств. Контракты – основа для формирования относительных прав собственности. В их рамках возникают дополнительные обязательства и обязанности.
4 Сущность институтов Существует множество определений института. Т. Веблен: Социально-экономическими институтами «являются привычные способы осуществления процесса общественной жизни в ее связи с материальным окружением, в котором живет общество». Д. Норт: «Институты – это «правила игры» в обществе, или выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми». Операциональное определение: «Институты – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты. Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение и/или нарушение правила, а также применение стимулирующих или де стимулирующих санкций».
5 Типы институтов 1. Естественные и искусственные. Институт является естественным, если его возникновению и формированию не предшествовал тот или иной план, существующий в сознании субъекта или зафиксированный в знаковой форме. Искусственными являются те институты, которые сформированы человеческими действиями, осуществляемыми в соответствии с планом. 2. Формальные и неформальные. Формальные институты обязательны для исполнения всеми или определенными гражданами, за их невыполнение властные органы применяет соответствующие санкции. За невыполнение неформальных институтов также могут следовать санкции в виде изменения отношения со стороны других людей, остракизма и др. 3. Внутренние и внешние. Необходимо проводить различия между институтом и организацией при определении одного и того же объекта. Характеристики организации в терминах структуры оказываются внутренними институтами, тогда как правила, в рамках которых осуществляется взаимодействие с другими организациями, могут быть определены как внешние институты.
6 Типы институтов 4. По сферам функционирования выделяются институты рынка, фирмы, домашних хозяйств, государства, экономики, политики, идеологии, этики и т.д. 5. По распространенности можно выделить: 1) всеобщие институты (например, закон о собственности); 2) групповые институты (например, закон о товарных биржах); 3) единичные институты (например, специфический контракт на покупку особо сложного изделия). 6. По степени определенности участников институты можно разделить, во-первых, на ориентированные на определенных участников; во-вторых, ориентированные на неопределенных участников – всех, кто может выполнять действия, организуемые данным институтом.
7 Функции институтов координируют действия разных индивидов (и организаций), позволяя экономить на издержках предвидения реакций на действия со стороны других индивидов и организаций; ограничивают множество возможных действий, «отсекая» те из них, выбор которых может повлечь санкции, ущерб от которых превысит выгоду от совершения действия; перераспределяют ресурсы, издержки и выгоды либо непосредственно по своему содержанию (например, правила налогообложения), либо косвенно – через ограничение возможных действий и координацию.
8 Рис Роль институтов в функционировании экономики
9 Роль институтов Институты обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (т.е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. Институты наследуются, благодаря свойственному им процессу обучения. Институтам присуща система стимулов (позитивных и негативных), без которой они существовать не могут. Институты обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в определенных рамках, что высоко ценится экономическими агентами. Институты сокращают трансакционные затраты (т.е, затраты на поиск и обработку информации, оценку и специфическую защиту того или иного контракта).
10 Институциональная структура общества Институциональная среда Институциональные соглашения Индивид Рис Трехуровневая схема исследования (О. Уильямсон, А.Е. Шаститко)
11 Пояснение к рис На первом уровне находятся индивиды, или экономические агенты, на втором уровне – различные институциональные соглашения в виде рынков, фирм, гибридных (смешанных) форм, а на третьем уровне – институциональная среда, состоящая из системообразующих правил игры. По О.Уильямсону, институциональная среда – это правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность. Базовые политические, социальные, экономические и юридические правила образуют основу производства, обмена и распределения. Институциональная среда определяет характер отношений и связей между экономическими субъектами, которые формируют институциональное устройство (соглашения). Институциональное устройство – это контрактное отношение или структура управления, объединяющая хозяйственные единицы и определяющая способ их кооперации и/или конкуренции. Институциональное устройство влияет на функционирование и типы экономических организаций.
12 Вопросы для повторения ко второй теме 1. Пользуясь классификацией, структурируйте правила, действующие в вашей организации. 2. Охарактеризуйте соотношение «правила - права». Приведите примеры прав. 3. Каково соотношение формальных и неформальных правил? Приведите примеры. 4. Что означает иерархия правил? Какое она имеет значение? 5. С какой целью выделяются внешние и внутренние правила? Как они связаны с институтами и организациями? 6. Подумайте, какие проблемы могут возникнуть при обеспечении соблюдения правил? 7. Какое определение институтов вам кажется наиболее удачным? Поясните свой ответ. 8. Перечислите и охарактеризуйте функции институтов. 9. В чем экономисты видят различие институтов, рынков и организаций? 10. Дайте определение институциональной среды и институциональных соглашений. Какова между ними связь? 11. Охарактеризуйте роль институтов в экономике.