Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Актуализация «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С. Т. Шацкий
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости, любознательности и познавательности». В.А. Сухомлинский
Объект исследования Игра в учебном процессе
Предмет исследования Процесс развития познавательной и учебной мотивации под влиянием комплексов деятельности, имеющих характер игровой функции.
Цель исследования Разработать систему формирования познавательной активности учащихся через игровую деятельность.
Гипотеза исследования - наиболее адекватных игр с учетом возрастных, психологических, половых специфик детей младшего школьного возраста; - систематического использования игровых приемов и способов в образовательном процессе; - разумного, дозированного использования игровых приемов; - дуалистического подхода: сочетания и синтеза игры с обучением.
Задачи Изучить теоретическое положение самой игры. Внедрить игровые технологии по формированию познавательно – активного класса. Адаптация игровых технологий к учащимся своего класса. Изучить уровень познавательной активности класса до использования игровых технологий и после. Через проведение внеклассных мероприятий развивать интеллектуально – творческие группы. Включать интерактивные формы работы. Разработать методы использования игр и обобщить их.
Методы исследования - научный анализ психолого – педагогической литературы по проблеме; - теоретический анализ дидактических и методологических исследований по данной проблеме; - теоретический анализ наблюдаемого и организуемого процесса формирования познавательной активности класса, их систематизации, сравнительный анализ и интерпретация; - формирующий эксперимент.
1 этап (2007 – 2008) Изучение уровня познавательной активности до начала использования игровых технологий. Апробация игровых технологий обеспечивающих эффективное формирование познавательной активности младших школьников. Изучение методической литературы. Подбор и обзор дидактического материала.
2 этап ( март 2010) Построим дом, Поселим задачу в нём.
Путешествие с гномом Астрономом
Игра «Собери урожай»
Игра-путешествие в подводное царство
3 этап (апрель – май 2010) подведение итогов, обработка и анализ полученных результатов, разработка методических рекомендаций по организации игровой деятельности младших школьников (система и формы работы).
Этапы познавательной активности Начальная стадия (ориентировочная) Вторая стадия (аналитико – синтезирующая) Третья стадия (поисково – апробационная)