«Лесных ключей и сосен звон…» Крестьянская поэзия. Вторая половина XIXвека(пушкинское время). Алексей Кольцов, Николай Некрасов. Яркая образность, музыкальность, высокий художественный уровень. Тема не получила развитие. В поэзии И.З.Сурикова доминировал мотив монотонной жалобы: «Ах, нужда ли ты, нужда…», «Эх ты, доля, эх ты, доля…»» Новокрестьянская поэзия начала 20 века. Мотивы не жалости на убогость своей жизни, а гордость за многовековую исконную национальную культуру, хранителем которой является крестьянство.
Новокрестьянская поэзия. Николай Алексеевич Клюев ( ) Сергей Антонович Клычков ( ) Петр Васильевич Орешин ( ) Сергей Александрович Есенин ( ) Александр Ширяевец ( )
Николай Алексеевич Клюев ( ) Мать, Прасковья Дмитриевна, - сказительница : знала множество народных песен, духовных стихов, обладала незаурядным даром импровизатора. Матери посвятил стихотворный цикл «Избяные песни» и поэму «Заозерье». Язык произведений наполнен местечковыми словами, архаизмами; образы черпает из церковно-приходского обихода. В 1934 г выслан из Москвы, в 1937 арестован и расстрелян в Томской тюрьме.
Николай Алексеевич Клюев. Литературное признание. Первый сборник Клюева «Сосен перезвон» ( 1911 г) выходит с предисловием Брюсова. Книга была с интересом и одобрением встречена в литературных кругах. На её выход откликнулись Сергей Городецкий и Николай Гумилев. « На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя : « Мы предутренние тучи, зори росные весны…» ( Н.Гумилёв цитирует строку Клюева из стихотворения «Голос народа»). Когда свяжу свою вязанку Сосновых слов, медвежьих дум? «К костру готовьтесь спозаранку»,- Гремел мой прадед Аввакум.
Николай Клюев и Сергей Есенин г. Дружба близких по мироощущению и восприятию окружающего поэтов. Письмо С.Есенина Н. Клюеву: « Дорогой Николай Алексеевич! Читал я Ваши стихи, много говорил о Вас с Городецким и не могу не писать Вам. Тем более, когда у нас есть с Вами много общего. Я тоже крестьянин и пишу так же, как и Вы, но только на своем рязанском языке… Я хотел бы с вами побеседовать о многом, но ведь « Через быстро реченьку, через тёмненький лесок не доходит голосок». Образ избы у С.Есенина и Н.Клюева. С.Есенин « В хате». Н.Клюев « Рождество избы», « Изба- святилище земли». У Клюева изба не только символ надёжности и созидательности крестьянского жизненного устройства, но и центр его поэтического мира.
Сергей Антонович Клычков (Лешенков) ( ) Революцию принял с восторгом, продолжая разрабатывать своё фольклорно-романтическое направление. Но затем из его творчества уходят сказочность и напевность, появляются вечные философские темы, мотивы прощания и тревоги за сохранность мира природы. Его последняя книга стихов « В гостях у журавлей» была злобно встречена критикой. В июле 1937 г. был арестован и расстрелян.
Сергей Есенин и Сергей Клычков. «… возродили кольцовскую песню, их стихи зазвучали, заиграли огнём, заискрились талантом, засверкали силой и заразили удалью». ( Львов- Рогачевский. «Новейшая русская литература». Москва год)
Последний Лель деревни. С.Клычков. Родился в Тверской губернии. Черты поэзии: Простота поэтической формы Незамысловатость сюжета Прозрачность содержания Сюжеты населены персонажами языческих верований: лешими и русалками, неведомыми птицами Высшим идеалом красоты является природа Сборник «Кольцо Лады» 1913 г. Два главных героя : Дед ( собирательный образ труженика, хранителя мудрости, трудового и нравственного опыта предков), Лада ( образ, вышедший из языческих славянских мифов : девушка – невеста, девушка – мечта).
«Кольцо Лады» год. Картины родной природы, сцены крестьянского труда Клычков озвучивает волшебной музыкой сказочного Леля: Лель цветами все поля украсил, Все деревья листами убрал. Слышал я, как вчера он у прясел За деревнею долго играл…
Петр Васильевич Орешин ( ) Родился в г.Атракс Саратовской губернии. Рядовым маршевой роты участвовал в боях Первой мировой войны, за храбрость награжден двумя Георгиевскими крестами. Жена- писательница Людмила Григорьева ( ум.в 1917 г.) Первый сборник «Зарево» С.Есенин сравнил с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Основные направления в творчестве: поэтизация природы и сельского быта; с болью пишет о социальном неравенстве : А сердце всё изранено, Всё кровью истекло, Проклятое, болезное, Голодное село.
Пётр Васильевич Орешин. Особая поэтизация: воспевает хлебородную мощь земли: О, край родной, Как ты чудесен: Ржаная степь, ржаной народ, Ржаное солнце, и от песен Землей и рожью отдаёт. Рожь, жито в русском языке, русской поэзии издавна ассоциировались с жизнью. «Ржаное солнце»- это и сила, и тепло, и свет.
Александр Васильевич Ширяевец ( Абрамов ) ( 1887 – 1924 ) Родился в волжском селе Ширяево Симбирской губернии ( ныне Самарская область) в семье бывшего дворового крепостного. В его стихах мотивы удалого приволжского песенного фольклора, разбойничьих преданий. Тема Волги и Жигулей – тема малой Родины. Есенин назвал Ширяевца « Баюном Жигулей и Волги». « Да и как не уйти в старину от нынешней неразберихи, ото всех этих истерических воплей, называемых торжественно « лозунгами»… Может быть, чушь несу я страшную, но это всё потому, что не люблю я современности окаянной, уничтожившей сказку, а без сказки какое житьё на свете?» Сборники стихов : « Богатырь» 1916 г.; «Запевка» 1916 г.; «О музыке и любви» 1917 г.; « Алые маки» 1917 г.; «Раздолье» 1924 г.- лучшая книга стихов. 15 мая 1924 г. неожиданно умер в возрасте 37 лет. Похоронен в Москве.
Трагический исход в 1937, 1938 и возвращение Соломенная Русь, куда ты? Какую песню затянуть? Как журавли, курлычут хаты, Поднявшись в неизвестный путь. ( П.В.Орешин). Вернувшись к читателю на исходе века, стихи Клюева, Клычкова, Орешина, Ширяевца зазвучали современно, порой злободневно, ибо рождены они тревогой за судьбу красоты в живом, нерукотворном мире, и в первую очередь – в душе человека.
Помнить свои истоки. « Всё великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве». « Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории». В.М.Васнецов. Изба- писательница слов Тебя взрастила не напрасно: Для русских сёл и городов Ты станешь Радуницей красной. Так не забудь запечный рай, Где хорошо любить и плакать! Тебе на путь, на вечный май, Сплетаю стих – матёрый лапоть. (Н.Клюев и 1918)
«Такое чувство, будто поэты рождались испить Христову чашу». Владимир Личутин. Они, национальное достояние русского народа, принадлежат Серебряному веку: Николай Алексеевич Клюев ( ) Сергей Антонович Клычков ( ) Петр Васильевич Орешин ( ) Сергей Александрович Есенин ( ) Александр Ширяевец ( )